Региональные консультации ЮНЕП с основными группами гражданского общества, 2 сентября, 2011, Бонн, Германия Печать
07.09.11 15:35

unep-240x160

Ежегодные консультации Программы ООН по окружающей среде (UNEP) с основными группами гражданского общества и заинтересованными сторонами из Европы состоялись второго сентября в городе Бонн, Германия. Президент ВЕГО «МАМА-86» Анна Голубовская-Онисимова принимала в них участие вместе с более чем 100 участниками из Европейских стран.

Ежегодные региональные консультации предоставили возможность участникам сделать свой вклад в Глобальный Форум Основных Групп и Заинтересованных Сторон (18–19 февраля 2012) и в XXII Специальную Сессию Совета Управляющих / Глобальный министерский форум по окружающей среде (20–22 февраля 2012).

Главной темой нынешних консультаций стала подготовка к грядущей Конференции Рио+20. Эта конференция будет фокусироваться на таких двух главных темах: зеленая экономика в контексте устойчивого развития (УР) и искоренения нищеты и институционные рамки для УР (пересмотр текущей парадигмы УР, управление окружающей средой на международном уровне).

Участники обсудили, какими они хотели бы видеть результаты Конференции Рио+20, значение гражданского общества, повестку дня. На встрече в Бонне были рассмотрены итоги глобального обзора состояния окружающей среды GEO 5 (Global Environmental Outlook) и программы предсказания ЮНЕП (UNEP foresight processes), которые будут влиять на программу действий по развитию ближайшие 20–30 лет, подготовлены вопросы для седьмой Министерской конференции «Окружающая среда для Европы», включая тему воды, как регионального приоритета.

В итоговом заявлении всех основных групп гражданского общества отмечено:

Зеленая экономика 1. должна способствовать социальному, гендерному равенству и равенству между поколениями. 2. Для ее достижения необходимо улучшить управление финансовыми потоками и финансовыми игроками, путем применения таких инструментов, как новые индикаторы благосостояния, принятие решений, с учетом ресурсной емкости планеты, налог на трансакции, инструменты «достаточности» наряду с инструментами «эко-эффективности». 3. На Рио+20, правительствам рекомендовано принять на себя обязательства по Независимой Оценки Технологий (оценке и мониторингу новых технологий до их широкого распространения). 4. Контроль ядерного и уранового цикла: необходимо разработать и закрепить законодательно механизмы, которые бы учитывали стоимость вывода из эксплуатации и очистки АЭС, радиоактивных отходов и урановых шахт. Неотложным вопросом является разработка глобальной стратегии управления рисками, которые заключает в себе весь урановый цикл.

Участники определили, какие усовершенствования институционных механизмов УР они считают необходимыми: 1. Поднять статус ЮНЕП до специализированного агентства высшего уровня в структуре ООН с новыми обязанностями и ресурсами, включая сильную Программу ЮНЕП по Устойчивому Потреблению и Производству. Усилить направление деятельности ЮНЕП Торговля и Окружающая Среда. Поднять в статусе Международную панель ЮНЕП по ресурсам. Усилить участие гражданского общества в ЮНЕП. 2. Создать сильный Орган по Оценке Технологий. 3. Представитель интересов будущих поколений должен быть на всех уровнях управления. 4. Международное внедрение 10-го принципа Конвенции Рио (глобальная конвенция о доступе к информации наподобие Орхусской в Европе).

Итоговое заявление представителей НГО содержит предложения относительно дорожной карты для зеленой экономики, которая базируется на результатах 10-летних рамок программ по устойчивому потреблению и производству и выводах исследования «Экономика экосистем и биоразнообразия» (TEEB); В заявлении НГО содержатся также призыв к использованию прозрачной информации о продукте (избегать незаслуженного применения зеленой маркировки), предложения пропагандировать Цели потребления тысячелетия, внедрять экономическую модель, которая учитывает емкость нашего природного и социального капитала. Заявление выражает мнение НГО о необходимости мониторить и документировать вред и риски урановых технологий для окружающей среды и содержит предложения для ООН разработать Глобальную стратегию ответа на эти риски, использовать принцип «загрязнитель платит», создать план действий по формальному и неформальному образованию и воспитанию УР.

Что касается законодательных инструментов, НГО поддержали идею внедрения 10-го принципа Рио на международном уровне. Они также призывали создать законодательную базу для безопасного управления химикатами, внедрить принцип предупредительных мер; изменить «мягкое законодательство» (которое имеет рекомендательный характер) и плохо функционирующее экологическое законодательство на новые эффективные механизмы, повсеместно применять стратегическую экологическую оценку (SEA) и оценку влияния на окружающую среду (EIА), многостороннее соглашение о Корпоративной социальной ответственности. НГО призвали укрепить институционную базу УР на всех уровнях, усилить поддержку деятельности ЮНЕП по Торговле и Окружающей Среде, внедрить представителей интересов будущих поколений на всех уровнях управления, использовать набор обновленных показателей для измерения благосостояния, поддержали повышение статуса ЮНЕП и Международной панели ЮНЕП по ресурсам, предложили создать Совет ООН по УР. В его полномочия должен входить периодический пересмотр соответствия международных соглашений с национальным законодательством и с реальными действиями в странах, отчетность по УР на основе альтернативных индикаторов благосостояния.

Дополнительная информация:

UNEP Regional consultations with Major Groups and stakeholders

Заявление основніх групп и заинтересованніх сторон ЮНЕП для Европы