Коррупция как неизменный спутник приватизации Print
Drinking Water and Sanitation - Water in Public Hands
Monday, 05 October 2009 19:26

Коррупция — это неизменный спутник процессов приватизации и сектор водоснабжения и канализации в этом отношении исключением не является. Причины этого четко сформулированы в докладе Всемирного банка:

«... процесс приватизации сам по себе может провоцировать коррупцию. Фирма может заплатить за право принимать участие в конкурсе или за ограничение числа участников такого конкурса. Она может заплатить за заниженную оценку стоимости имущества, подлежащего аренде или продаже, или за льготное отношение к себе в процессе отбора ... фирмы, которые платят, могут рассчитывать не только на получение контракта или на победу на приватизационном аукционе, они могут также рассчитывать на неэффективные субсидии, монопольные преимущества и на менее жесткое регулирование в будущем...»

Взятки и водные транснациональные корпорации во Франции

Во Франции, в трех случаях, крупнейшие транснациональные корпорации были признаны виновными в выплате взяток, чтобы получить контракты на водоснабжение и канализацию.

  • В Гренобле, в 1996 г., бывший мэр и министр правительства, а также один из высших менеджеров корпорации Lyonnaise des Eaux (сейчас эта корпорация называется Suez-Lyonnaise des Eaux) были приговорены к тюремному заключению за взятки с целью получения контракта на водоснабжение и канализацию для дочерней компании Lyonnaise des Eaux.
  • В Анголеме, в 1997 г., бывший мэр получил два года тюрьмы и два года условного заключения за получение взяток от компаний, участвующих в тендере на контракты, включая Grenerale des Eaux.
  • Исполнительные сотрудники компании Grenerale des Eaux были осуждены за попытку подкупа мэра Сен-Дени с целью получения концессий на водоснабжение и канализацию.

В тех же компаниях — Suez-Lyonnaise и Vivendi, а также в Bouygues — сейчас проводится расследование коррупции в строительных подразделениях. Этот скандал описывают как «согласованная система нецелевого использования государственных средств».

В период с 1989 по 1996 гг., эти компании создали коррумпированный картель для проведения строительных работ в школах в провинции Иль-де-Франс (недалеко от Парижа). Контракты на сумму 2,8 млрд. франков (около 500 млн. долларов) распределялись между тремя группами. Эта система работала с использованием систематической, почти бюрократизированной политической коррупции: отчисления в размере двух процентов от всех полученных контрактов передавались для финансирования всех крупных политических партий провинции. Директору одной из компаний предъявлены обвинения в коррупции, взяточничестве, фаворитизме и неконкурентной практике.

Лесото: транснациональные корпорации дают взятки за участие в водном проекте

Расследуется деятельность дочерних компаний десятка транснациональных корпораций из Великобритании, Франции, Италии, Германии, Канады, Швеции и Швейцарии, связанная с выплатой взяток за получение контрактов в рамках водного проекта в горном Лесото (масштабный проект водоснабжения). К этим компаниям относятся Suez-Lyonnaise, Bouygues и RWE (германская строительная и энергетическая группа, которая начинает работать в секторе водоснабжения и канализации).

Коррупция и получение контрактов: британская практика

Приватизация и получение контрактов создают стимулы и открывают возможности для коррупции. По сведениям британской полиции «подавляющее большинство дел о коррупции в Великобритании связаны с получением контрактов. Обязательное предоставление контрактов местными органами власти и новая «Частная финансовая инициатива» привели к бурному расцвету таких сделок».

Британские транснациональные корпорации используют такой же подход и к контрактам за рубежом. Это подтверждает дело 1999 г., когда бывший министр Эткин был приговорен к тюремному заключению за лжесвидетельство с целью скрыть факт встречи для организации такой сделки (британская транснациональная корпорация GEC согласилась заплатить 10 процентов от ожидаемой величины продаж в качестве комиссионных и перевести эту сумму на банковский счет, который контролировался адвокатом Эткина).

Индонезия — плата за концессии Сухарто

В 1997 г., два консорциума, возглавляемые, соответственно, Thames Water и Lyonnaise des Eaux, получили концессии на водоснабжение в Джакарте. В состав обеих консорциумов входили компании, принадлежащие друзьям президента Сухарто. После свержения Сухарто, даже сами консорциумы признали, что эти концессии незаконны. Транснациональные корпорации обратились к услугам новых «чистых» компаний для проведения переговоров о предоставлении новых концессий городским советом, при этом новый тендер не проводился.

Эти новые контракты подвергались серьезной критике, поскольку информация о них была недостаточной, предусмотренные цены были завышенными, а сын Сухарто сохранил за собой пять процентов акций в новом предприятии Thames Water. Было предпринята судебная акция с целью объявить эти концессии недействительными из-за нарушения законодательства Индонезии, а профсоюз рабочих водного хозяйства потребовал расторжения контракта.

Политические друзья и пожертвования

Транснациональные корпорации, стремящиеся получить концессии или контракты от правительственных структур, обязательно устанавливают тесные контакты с политиками и партиями для защиты своих интересов.

Одной из компаний США, которая использует такую практику на всех континентах, является энергетическая транснациональная корпорация Enron, активно действующая сейчас в приватизированных компаниях водоснабжения в Азии через свою дочернюю корпорацию Azurix.

  • В США корпорация Enron систематически использует политические контакты. В состав членов совета директоров и специальных советников входили Венди Грэмм, руководитель президентской администрации при Рональде Рейгане, бывший Госсекретарь Джеймс Бейкер и бывший министр торговли Роберт Мосбахер при президенте Буше и бывший министр финансов Ллойд Бентсен при президенте Клинтоне. За период с 1993 по 1997 гг. корпорация пожертвовала федеральным кандидатам и партиям 1,2 млн. долларов, а глава корпорации Кеннет Лей и его жена пожертвовали в 1997 г. на политические цели 224 тыс. долларов.
  • Подобным образом корпорация ведет себя и за рубежом. В сентябре 1998 г. корпорация пожертвовала лейбористской партии 15 тыс. фунтов для оплаты мест на ужине в ходе партийной конференции. Это произошло как раз в то время, когда корпорация проводила интенсивное лоббирование против политики лейбористов по поддержке угольных электростанций. В Индии, в ходе избирательной кампании 1995 г., корпорацию Enron открыто обвиняли в коррупции в связи с мощной электростанцией в Дабхоле.
  • Корпорация Enron «приручает» и сотрудников регулирующих органов — в корпорации работали ключевые сотрудники регулирующих органов США, Норвегии и Великобритании.

Подобная традиция политических контактов характерна и для транснациональных корпораций Франции: Джером Моно, председатель Suez-Lyonnaise des Eaux, в свое время был генеральным секретарем правой политической партии — партии Жака Ширака, бывшего президента Франции, который был мэром Парижа в 1985 г., когда водоснабжение и канализация в столице Франции были приватизированы корпорациями Lyonnaise des Eaux и Generale des Eaux.

Выводы

Одним из реальных результатов поощрения приватизации водоснабжения и канализации является поощрение коррупции. Это уже по само по себе представляет опасность для политического процесса во всех странах — и в промышленно развитых, и в развивающихся. Это также влияет и на принятие решений по вопросам водного хозяйства, включая проекты строительства дамб и систем водоснабжения.