Плата за приватизацию: повышение цен, сокращение персонала Печать
Питьевая вода и санитария - Вода не должна быть средством наживы
05.10.09 19:22

А. Повышение цен

Б. Отключение должников

В. Увольнение персонала как путь к повышению доходов

Г. Манила: рабочие места и цены

А. Повышение цен

После приватизации компаний водоснабжения и канализации, потребители часто сталкиваются с повышением тарифов и более жесткими финансовыми требованиям. Рост цен, как правило:

  • наблюдается в развитых и развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой;
  • задевает интересы бытовых и коммерческих потребителей;
  • может приводить к увеличению числа случаев отключений потребителей.
Чешская Республика: транснациональная корпорация повышает цены

Компания VaK Juzni_echy — дочерняя компания британской корпорации Anglian Water, за период с 1994 по 1997 гг., повысила тарифы на воду для бытовых потребителей на 100,7%, что почти в два раза выше чем в среднем по стране. В 1999 г., после приобретения этой компанией контрольного пакета акций, тарифы для бытовых потребителей на воду увеличились на 39,8%, а тарифы на канализацию — на 66,6%, что намного превышает все другие повышения цен на услуги водоснабжения и канализации в стране.

Филиппины: коммерческие структуры отказываются платить «абсурдные» тарифы на воду.

Крупный тайваньский инвестор пригрозил уйти из свободного порта Субик-бей на Филиппинах после отключения в мае 1998 г. за отказ платить за воду по ценам, которые считаются наиболее высокими водными тарифами в мире. Компания Subic Water — дочерняя компания британской транснациональной корпорации Biwater, повысила тарифы для промышленных потребителей на 400% (с 6 до 32,26 песо за кубометр) и планирует дальнейшее повышение цен. Инвестор — тайваньский Технопарк — заявляет: «это вопрос жизни и смерти для нашего инвестиционного бизнеса, поскольку мы вынуждены бороться с водной монополией, которая устанавливает абсурдные цены на воду».

Германия: рост цен в Ростоке.

В 1992 г. произошла приватизация систем водоснабжения и канализации в Ростоке (восточная Германия) в рамках концессии, предоставленной на 25 лет корпорации Eurowasser (эта корпорация на 50% принадлежит корпорации Lyonnaise des Eaux). Через два года потребление воды резко сократилось, так что полученная прибыль оказалась меньше ожидаемой. Это снижение прибыли позволило корпорации Eurowasser воспользоваться положениями контракта о повышении цен, так что в 1995 г. тарифы на водоснабжение в Ростоке были повышены на 24%, а тарифы на канализацию — на 30%. «По заявлению представителя компании, Eurowasser не считает повышение тарифов проблемой и полагает, что повод для протестов преувеличен».

Боливия: беспорядки в связи с повышением цен на воду

В Кочамбамбе (Боливия), в 1999 г., компании водоснабжения была приватизирована консорциумом, который осуществлял реализацию проекта по бурению 19-км. горного тоннеля для подачи воды в город. Чтобы помочь профинансировать эти работы, были повышены тарифы на воду (в среднем на 35%, а для некоторых категорий потребителей — вдвое больше). Жители города были возмущены. Как говорит член регионального совета Оскар Кока: «Они хотят, чтобы мы уже сейчас платили за улучшение водоснабжения и услуг, которое не будет обеспечено в течение ближайших двух лет». В январе протестующие перекрыли дорогу из Качамамбы на несколько дней.

Б. Отключение должников

После приватизации стали чаще использовать отключение должников от водоснабжения.

После приватизации сектора водоснабжения и канализации в Великобритании произошло резкое повышение тарифов: в 1992 г. наблюдалось массовое отключение должников (было отключено 21282 потребителей). Общественность была весьма обеспокоена возможными последствиями для здоровья бедных семей. Британская медицинская ассоциация призывала признать отключение должников от водоснабжения незаконным, поскольку вода абсолютно необходима для здоровья человека и для предотвращения заболеваний. Новые инструкции привели к сокращению числа отключений, но компании начали устанавливать счетчики для предоплаты, которые, по сути, стали устройствами, позволяющими потребителям отключаться от водоснабжения, если они не имели возможности платить. К 1996 г., компания Welsh Water установила более 10 тысяч таких счетчиков, а компания North-West Water планировала установить 20 тысяч счетчиков в течение следующих пяти лет. Эти меры подвергались острой критике со стороны групп потребителей, медицинских организаций и прессы. Наконец, в 1998 г., после судебного рассмотрения, новое правительство лейбористов заявило, что отключение компаниями водоснабжения жилых домов, школ и больниц за неплатежи будет признано незаконным.

В. Увольнение персонала как путь к повышению доходов

Еще одним экономическим аспектом приватизации служб водоснабжения и канализации является то, что компании часто используют сокращение числа работающих как способ увеличения прибыли.

  • В 1995 г., компания, на 50% контролируемая корпорацией Lyonnaise des Eaux, получила концессию в Лимерии (Бразилия) и приступила к увольнению или переводу на временную работу всех работников: «Новая компания сразу обратила внимание на рационализацию структуры затрат. Из 430 сотрудников старой компании водоснабжения взяли на работу только 60 процентов. После собеседования им предлагали временную работу на первые 2 года».
  • Наиболее показательным примером в этом отношении являются водные компании Великобритании. В декабре 1999 г. регулирующее ведомство потребовало снизить цены, но, несмотря на вполне приличную рентабельность, компании объявили о сокращении нескольких тысяч рабочих мест, гарантируя при этом сохранение дивидендов для акционеров.

Г. Манила: рабочие места и цены

При приватизации систем водоснабжения и канализации в Маниле (Филиппины), затраты на создание достаточно рентабельных предприятий для транснациональных корпораций распределились между потребителями и рабочими. Хотя при подаче заявки консорциум-победитель соглашался на определенный уровень цен, уже через два года одна из компаний (дочерняя компания американско-британского консорциума International Water) потребовала удвоить цены.

При помощи ряда мер было проведено сокращение персонала, начиная с реструктуризации бывшей государственной коммунальной компании перед приватизацией. Рабочие были вынуждены подавать заявления о приеме на свои собственные рабочие места. В конце концов, из 7370 работающих осталось всего 4580.