Право на воду и санитарию атаковано со стороны трансграничного аспекта во время переговоров Рио+20 Друк
Водоспад новин - Водоспад новин. Випуск 2.
Вівторок, 03 липня 2012, 15:02

28 июня 2012

Подготовила Саша Габизон, исполнительный директор, WECF-Женщины Европы за общее будущее. WECF была организационным партнером Основной Группы “Женщины” на переговорах в рамках Рио+20. www.wecf.eu

Итоговый документ сессии по воде в Рио+20 реально не принес миру ничего нового. Но переговоры представляли собой длительную борьбу и до последних дней казалось, что сессия по воде принесет больше вреда, чем пользы.

Канада и Великобритания начинали с непринятия упоминания резолюции ООН o праве на воду, принятой в сентябре 2010[1] так как они не желали признать право на санитарию. Также Канада, Турция и G77 начали поднимать проблему трансграничного управления водными ресурсами, связанную с терминологией, ранее принятой по Интегрированному управлению водными ресурсами (ИУВР) в Йоханнесбурге на Саммите в 2002.

Некоторые страны G77 и Канада попытались добавить язык, чтобы убрать все вопросы трансграничных вод. Но обязательства государств по отношению к правам человека не заканчиваются на границе государства. Государства обязаны минимизировать загрязнение трансграничных рек, где это может затрагивать права людей на воду других стран. Эти обязательства уже четко определены международными актами, которые обязывают правительства не причинять значимый вред другим и что, такие водные ресурсы должны использоваться рачительно и равноправно. Поэтому Конвенция ЕЭК ООН по защите и использованию трансграничных водотоков и международных озер, подписанная в марте 1992 является сегодня очень важным примером для мира. К сожалению, это не было должным образом отмечено в итоговом документе Рио+20.

К концу пятницы, 15го июня, когда только 33% текста итогового документа было согласовано, правительство Бразилии на правах принимающей Саммит страны возглавила переговорный процесс.

Боливия выступила 16-ого июня с критикой части по воде, в которой требовала внести ясность в вопрос права на воду и санитарию, что отразило бы это право как законодательно определенное право.[2]

Переговоры продолжались в малых неформальных группах, частично проходили в коридорах, без ориентира на текст, который демонстрировался на экранах, но в обсуждениях, где Бразилия согласовала окончательный текст и язык. Ночью с 17-го на 18-е июня мы все продолжали ждать окончательный раунд переговоров, который начался в 2:45 утра, когда Бразилия объявила, что переговоры завершились, и мы все можем возвращаться в гостиницы.

Зная предварительный вариант резолюции, мы можем быть рады заключительному документу Рио+20, в котором подтверждено право на воду и санитарию без исключения трансграничных вод. Параграф гласит следующее:

«121. Мы подтверждаем нашу приверженность праву человека на безопасную питьевую воду и санитарию, которые должны быть внедрены прогрессивно для нашего населения с полным уважением национального суверенитета. (…).»

Также здесь не сказано, как предлагала Канада, что нет обязательств в отношении развития помощи.

Как комментировала Amnesty International, “в результате текст не содержит негативное влияния на признание внешних обязательств” Это было сделано так, что Турция проиграла в своем стремлении включить положение, которое порождало бы различные толкование и положение о том, что реализация права должна проходить на только на национальном уровне. Смотрите также Декларацию Amnesty Rио+20[3].

Хотя страны, такие как Турция, не сумели провести свои предложения в окончательный текст документа, но их заявления показывают, что борьба эта не единственная, и что некоторые влиятельные страны продолжают бороться за то, чтобы право не распространялось через границы государств, напоминая высказывание Orwel, «что некоторые животные более равные, чем другие».

Положительный результат Рио+20 заключается в том, что впервые право на воду и санитарию было закреплено в итоговом главном многостороннем документе Саммита; а достигнутый консенсусный документ, к которому все страны присоединиться здесь, тем самым сделан шаг дальше, чем Резолюция, принятая в сентябре 2010.

Еще один позитивный момент в части по воде итогового документа РИО+20 заключается в том, что санитария была включена в название, который окончательно звучит следующим образом “Вода и санитария”. Этот момент стоил большой головной боли нам в последние месяцы.

Другие части итогового документа Рио+20 также дали новую терминологию для работы на международном уровне. В частности, в части о продовольственной безопасности, параграф 109 говорит о важности “…подходящих и экономически доступных технологий, включая эффективную ирригацию, повторное использование сточных вод и сбор дождевой воды и ее хранение ”. Повторное использование сточных вод впервые признано в такого рода документе Саммита..

Более того, параграф 141 в части по здоровью признает связь между водой и здоровьем, что лежит в основе Протокола по воде и здоровью ЕЭК ООН «Мы признаем, среди прочего, что снижение загрязнения воздуха, воды и химического загрязнения ведет к позитивному влиянию на здоровья» и также в параграфе 120 говориться, что доступ к безопасной и экономически приемлемой питьевой воде и базовой санитарии для всех необходимы (…) для охраны здоровья человека.

Этот параграф важен и в 2 других отношениях, во-первых: потому что он говорит “для всех”, что означает выход за рамки Целей развития тысячелетия, которые касаются только 50% населения, не имеющего доступа , теперь это касается всех, иными словами достижение доступа для 100% населения. Если будут добавлены сроки в этот параграф, что было предложено ЕС (к 2030 году), мы будем иметь действительно важный и полезный итог Саммита Рио+20.

Во-вторых, Женская основная группа довольна тем, что параграф 120 признает особенное бремя, которое несут женщины при отсутствии доступа к безопасной питьевой воде и базовым условиям санитарии и это является предусловием для борьбы с бедностью; “120: Мы подтверждаем необходимость прогрессивной реализации доступа к безопасной и экономически доступной питьевой воде и базовым условиям санитарии для всех, как необходимости для борьбы с бедностью, усиления роли женщин и для защиты прав человека, и для значительного улучшения внедрения ИУВР на всех соответствующих уровнях ”.



[1] Это было прорывное закрепление Советом по правам человека ООН права на воду и санитарию в 2010 году и последующие подтверждения после этого(2- Резолюция 15/9 oт 30 сентября 2010. Также подтверждение в Резолюции 16/2 oт 24 марта 2011 и Резолюция 18/1 от 28 сентября 2011) Совет был поддержан по части признания Советом ООН по экономическим, социальным и культурным правам права на воду и санитарию – как права на обеспечение пищей и адекватным местом жительства, производное права на адекватные стандарты жизни, сформулированные в статье 11(1) международного комментария по экономическим, социальным и культурным правам (МКЭСКП), который закрепляет, что право на воду и санитарию являются неотъемлемыми составляющими ряда законодательных актов по правам человека, включая МКЭСКП и Конвенцию ООН по правам детей, и поэтому являются законодательно закрепленными правами.

[2] Проект итогового документа Рио+20 был представлен Бразилией 16 июня, говорит: “Мы подтверждаем наше признание права на безопасную питьевую и санитарию как неотъемлемую часть права на наивысший досягаемый стандарт физического и ментального здоровья, как и права человека на жизнь и достоинство….”[1] Эта формулировка вместе с тем не включила признания права на воду и санитарию как тесно связанного с другими правами, т. как право на здоровье, но это право является производным права на адекватный стандартна жизнь и поэтому законодательно закреплено.

[3] http://www.amnesty.org/en/news/rio20-outcome-document-undermined-human-rights-opponents-2012-06-22 or http://www.hrw.org/news/2012/06/22/rio-20-outcome-document-undermined-rights-opponents