Увага! Це архівна версія сайту. Новий сайт ВЕГО «МАМА-86» знаходиться ТУТ

Участь приватного сектора в міському водному господарстві в Країнах СЄКЦА: Оцінка можливостей для підвищення ролі місцевого приватного сектора

Виконавчий директор ВЕГО «МАМА-86» Слесаренок С.Ф. прийняла участь у семінарі «Участь приватного сектора в міському водному господарстві в Країнах СЄКЦА: Оцінка можливостей для підвищення ролі місцевого приватного сектора», Москва, 20—21 Вересня 2004 року.

Семінар проводився під егідою Світового Банку, Російського Регіонального Екологічного Центру та Організації економічного співробітництва та розвитку (ОЕСР) за підтримки Департаменту будівництва та житлово-комунального господарства Міністерства промисловості та енергетики Російської Федерації.

Головна ціль конференції — оцінити потенціальну роль місцевого приватного сектора в системі водопостачання та каналізації в Східній Європі, Кавказі та Центральній Азії.

В конференції прийняли участь представники влади країн СЄКЦА, основних донорів та міжнародних фінансових організацій, а також міжнародних та національних приватних кампаній.

В основу дискусії були покладені аналітичні матеріали, підготовлені для конференції.

Основні теми конференції:

  • Ключові тенденції в участі приватного сектора в водному господарстві СЄКЦА.
  • Отримані уроки — фактори успіху та невдач проектів участі місцевого та міжнародного приватного сектору.
  • Засоби підвищення ефективності участі місцевого приватного сектору.
  • Удосконалення нормативно-правової бази та принципів.
  • Удосконалення системи договірних відносин в секторі, включаючи більш широке та ефективне використання перформанс-контрактів.
  • Інноваційні схеми партнерства між підприємствами.
  • Партнерства з міжнародними фінансовими організаціями та донорами.

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ  

Поможет ли участие частного сектора преодолеть кризис, зарождающийся в водохозяйственном секторе государств Восточной Европы и Средней Азии?  

Конференция «Участие частного сектора в оказании муниципальных водопроводных услуг в Восточной Европе, на Кавказе и в Средней Азии», проведенная ОЭСР и Всемирным банком 20—21 сентября 2004 г. в Москве

В России и других государствах бывшего Советского Союза частные компании энергично стремятся получить в управление водоканалы. Участие частного сектора могло бы оживить разрушающуюся инфраструктуру водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и предотвратить причинение ущерба здоровью населения и экономике. Конференция, организованная в Москве ОЭСР и Всемирным банком, признала, что технические знания и технологии управления, которыми располагает частный сектор, могут помочь ВКХ, однако призвала правительства внедрять конкурентные процедуры отбора частных операторов и гарантировать предоставление ими услуг водоснабжения и канализации (ВК) хорошего качества по приемлемым ценам.

Советским правительством была создана развитая инфраструктура снабжения питьевой водой и очистки сточных вод. Однако после 1991 г. поддержка государства иссякла, и слабое управление водоканалами стало более очевидным. Несмотря на недавнее повышение тарифов, в большинстве городов доходы недостаточно высоки для возмещения эксплуатационных затрат и затрат на техническое обслуживание, не говоря уже о финансировании модернизации систем.

Перед водохозяйственным сектором стоит две задачи: привлечения дополнительных ресурсов и обеспечения их эффективного использования, что открывает новые возможности для частного сектора. Несмотря на интерес, проявленный крупными международными компаниями, пока с ними заключено всего несколько соглашений. Иностранных инвесторов отпугнули неопределенность, противоречивые и часто меняющиеся требования. Полтора года назад перед президентскими выборами Администрация В.В. Путина настойчиво пригласила отечественные частные компании войти на рынок коммунальных услуг. Благодаря низким затратам они готовы осуществлять инвестиционные проекты в малых и средних городах, отдача от которых недостаточно высока для международных компаний. Некоторые крупные частные компании осуществляют также перекрестное субсидирование проектов в ВКХ за счет доходов от более рентабельных проектов, например, в энергетике.

Однако, сохраняются значительные риски для бизнеса. Плохо проработанные контракты и недостаточный надзор со стороны государства за их исполнением могут привести как к дальнейшему ухудшению услуг водоснабжения и канализации, так и к росту их стоимости для потребителей. С учетом лучшей международной практики участники конференции рассмотрели пути согласования интересов потребителей, частного сектора и государства. Кроме того, признавая риск потери возможностей ведения бизнеса в секторе, частный сектор разработал кодекс поведения частных операторов. Нормы кодекса носят достаточно общий характер, однако с их помощью можно повысить ответственность операторов за результаты своей работы и помочь местным органам управления находить потенциальных частных партнеров.

В других частях мира сравнительно низкая норма прибыли и высокие риски также сдерживают инвестиции в водохозяйственный сектор со стороны частных компаний, Однако в России к 2005 г. частный сектор в разных формах будет участвовать в управлении водоканалами во многих крупных городах. В настоящее время около 8 процентов городского населения России уже обслуживается частными операторами ВКХ; ожидается, что эта цифра возрастет до 16 процентов в случае успешного заключения договоров, переговоры по которым ведутся в настоящее время. Контракты с частными операторами ВКХ заключены уже в 15 муниципалитетах, и их число скоро может возрасти до 38. За рынок конкурируют около девяти крупных и средних отечественных частных компаний. Частные компании ищут возможности заключить надежные выгодные контракты, тогда как муниципалитеты стремятся к тому, чтобы обеспечить надежное предоставление качественных услуг.

Растущая роль отечественного частного сектора в России рассматривается как альтернатива участию крупных международных компаний. Парадоксально то, что это также способно создать новые возможности и для международных компаний. Сотрудничество между отечественными и международными операторами могло бы помочь отечественным компаниям улучшить свою деятельность и, в конечном итоге, повысить качество оказываемых ими услуг водоснабжения и канализации. Кроме того, в рамках подобных договоренностей международные компании могли бы приобрести дополнительный опыт работы на ранках в рассматриваемом регионе.

Приход частных компаний помог ярче высветить недостатки действующей нормативно-правовой базы ЖКХ и институционального устройства сектора. Это подтолкнуло Правительство России к тому, чтобы подготовить радикальную реформу отраслевого законодательства. Местные органы управления сталкиваются с особенно серьезными проблемами при подготовке контрактов с частными операторами. Им не хватает знаний и опыта, и под давлением они нередко заключают сделки, более выгодные частным операторам. Многие контракты, заключаемые в регионе между отечественными операторами и муниципалитетами, не соответствуют лучшей международной практике: не проводятся публичные тендеры по выбору оператора на конкурсной основе , цели в отношении результатов работы оператора зачастую определены нечетко или вообще не предусматриваются в контракт.

В России появился новый рынок частных услуг по управлению системами водоснабжения и канализации. Однако вопрос заключается в том, сможет ли правительство создать такую нормативно-правовую базу и регулирование сектора, которые гарантировали бы потребителям надежную поставку коммунальных услуг высокого качества по приемлемым ценам. Правительство России не хотело бы повторять ошибки, сделанные во время приватизации, проведенной в начале 90-х годов, когда группы «специальных интересов» за бесценок получили контроль над бывшей государственной собственностью.

В Конференции приняли участие более 100 экспертов, представляющих правительства, частный сектор, доноров, неправительственные и международные финансовые организации (МФО). ОЭСР, Всемирный банк и другие МФО выразили готовность оказывать поддержку местным партнерам, распространяя образцы лучшей международной практики, выступая в качестве «добросовестных посредников» в ведении переговоров при заключении контрактов и способствуя укреплению потенциала правительств в сфере регулирования.

Исходная информация

Во многих частях Восточной Европы и бывшего Советского Союза инфраструктура водохозяйственного сектора быстро разрушается, ставя под угрозу здоровье населения, экономическую деятельность и окружающую среду. Например, несмотря на сравнительно высокий уровень охвата городского населения услугами централизованного водоснабжения (от 98 процентов в России до 65 процентов в Узбекистане), питьевая вода зачастую не соответствует микробиологическим и химическим нормам (например, в Беларуси 34 процента, а в России 22 процента проб не соответствуют нормам по химическому загрязнению). Одной из причин сложившейся ситуации является нерегулярное водоснабжение во многих странах. На Украине водоснабжение осуществляется лишь в течение 17 часов в сутки, в Молдове – 10 часов.

Как следствие сложившейся ситуации учащаются вспышки заболеваний, связанных с водой. По данным ВОЗ, смертность детей младше пяти лет от диареи в государствах бывшего Советского Союза приблизительно в 40 раз превышает смертность в ЕС (15 государствах-членах). Даже в Российской Федерации, показатели которой одни из самых хороших в регионе, этот показатель приблизительно в 12 раз выше, чем в ЕС. Другие показатели состояния здоровья, например, детская смертность и заболеваемость гепатитом А, также превышают соответствующие показатели в ЕС в 3-20 раз.

Многие наблюдатели – в том числе во влиятельном «Докладе Камдессю» о финансировании водохозяйственного сектора для достижения Целей в области развития на пороге тысячелетия (ЦРТ), касающихся водопроводно-канализационного хозяйства – указывают на то, что развитие партнерства между государственным и частным секторами в деле оказания услуг водоснабжения и канализации могло бы способствовать преодолению имеющихся финансовых проблем. Частный сектор мог бы обеспечить более высокую эффективность эксплуатации, рост качества услуг и требуемое финансирование. Однако, после волны оптимизма 1990-х годов в последние годы частный сектор частично ретировался. В качестве причин чаще всего называют впечатляющий провал государственно-частного партнерства в некоторых странах с формирующимся рынком, сложность нахождения рентабельных возможностей за пределами крупных городов, чрезмерные инвестиции некоторых компаний и сопротивление общественности тем компаниям, которые получают чрезмерную прибыль от представления услуг жизнеобеспечения.

Детальное резюме состоявшихся на конференции дискуссий будет доступно, начиная с октября. Презентации и информационные материалы конференции вскоре будут опубликованы по адресу www.oecd.org/env/water . За дополнительной информацией журналисты могут обращаться во Всемирный банк к господину Ли Траверсу () или господину Брендану Гиллеспи в Директорат по охране окружающей среды ОЭСР по адресу , тел. +33-6-7505-6353).