Удосконалення управлЁння в сферЁ охорони довкЁлля
та сталого розвитку на мЁсцевому рЁвнЁ

СозЁнов В. О.,
МЁське управлЁння екологЁчно© безпеки м. Одеси

Уважаемые господа!

Уже несколько лет в Европе и мире очень модным стало понятие устойчивое развитие. К сожалению четкого понимания, что это значит до сих пор у многих даже профессионалов в нашей стране нет. Четыре года назад мне подарил книгу ее автор академик НАНУ и называлась она ╚Сталий розвиток Укра©ни╩.

Мне неудобно было спрашивать, что такое ╚сталий розвиток╩ и я пошел по кабинетам других академиков и только в 3 или 4 мне сказали, ╚сталий╩ — это устойчивый, а вот на вопрос, что означает устойчивое развитие никто толком объяснить не смог.

Для того, что бы перейти к следующей части своего сообщения расскажу Вам анекдот ┘.

Так вот Одесса стояла, стоит и будет стоять устойчиво. Но в нашей стране очень много сторонников создания унитарного государства, когда главенствующая роль в принятии решений будет принадлежать центральным органам власти в Киеве и их органам на региональном уровне.

Для противодействия этому была создана даже ассоциации городов куда вошло несколько тысяч мэров больших и малых городов. И сейчас, как Вы знаете в парламенте будет рассматриваться вопрос о создании в Украине двухпалатного парламента в одной из палат которого будут представители регионов. И решение этого вопроса будет зависеть от того кто победил — сторонники унитарности или местного самоуправления.

Несмотря на то, что распад Советского союза якобы привел к демократизации общества все эти годы мы постоянно ощущаем стремление ограничить власть органов местного самоуправления и это происходит как на политическом так и на финансовом уровнях. Я Вам привожу яркий пример этому:

До 1993 года — 3 % от бюджета всех уровней. Для Одессы например это 15-20 млн. грн.

Закон ╚Об охране окружающей природной среды╩ — только сборы, 70 % — городу.

1998 год — изменение в законе — городу только 20 % и сейчас мы получаем от сборов только около 500 тыс. — смехотворная сумма для миллионного города, где не любой маломальский серьезный экологический проект требуется десятки и сотни миллионов.

Наши многолетние попытки вернуть это соотношение наталкивается на серьезнейшее противодействие в Киеве и это неудивительно.

Но и это еще не все. В настоящее время подготовлен проект закона ╚О национальном экологическом фонде╩, которым предусматривается создание кредитно-финансовой структуры, а проще банка куда будут поступать все деньги как от платежей, так и от штрафов. При этом эти деньги город, например, уже не сможет использовать на безвозвратной основе. Они будут браться под проценты. А самое главное они должны будут возвращены и откуда — из городского бюджета.

Но и это еще не все. Законами ╚О бюджете Украины╩ на 2002 и 2003 года предусмотрено, что админштрафы зачисляются в госбюджет. За это время нам недопоступило из-за этого несколько сотен тысяч гривен. И мы сейчас подаем в суд о возврате этих средств.

Вот Вам яркие примеры, как на финансовом уровне происходит ущемление местных органов.

Приведу Вам и политические примеры таких действий. На европейском уровне в Украине экологическое законодательство считается одним из самых разработанных.

Действительно, природоохранное законодательство у нас регулируется более чем 40 законами, рядом указов Президента и сотнями постановлениями Кабинета министров.

Но многочисленность законодательных актов еще не значит их качественность, а самое главное выполнимость. Многие законы или статьи законов противоречат друг другу и это дает возможность еще больше ослабить власть органов местного самоуправления.

Сейчас готовится новая редакция закона ╚О местном самоуправлении╩ в котором этим органам значительно будут урезаны их полномочия.

Если в законе ╚О местном самоуправлении╩ и старом земельном Кодексе местные органы осуществляли государственное управление и государственный контроль за использованием земли, то в новом земельном Кодексе эти полномочия предусматриваются уже только для центральных органов. Это же сейчас пытаются сделать и с другими законами. Дошло до того, что мне пришлось ездить в Киев и получать разъяснения о полномочиях управления в ВР, КМ, Минюсте и даже Конституционном суде. Так что мы не сидим сложа руки, а отстаиваем свои интересы и права на всех уровнях.

Но не все так плохо. Несмотря на все финансовые сложности за последние 5 лет в нашем городе мы решили больше экологических проблем, чем за предыдущие 20 лет вместе взятые. И здесь нам очень помогает общественность. Скажу Вам так, что только в Одессе Партия Зеленых на выборах набрала 8 % голосов, тогда как по Украине не дотянула и до 1 %. И это благодаря действиям городских властей в области экологии. Практически все природоохранные мероприятия, которые мы проводили в городе Партия Зеленых ставила в свою заслугу.

Я желаю этой Партии завоевать на следующих выборах в нашем городе еще больше голосов, это значит, что мы хорошо поработали на благо одесситов.