20 лет Водной Конвенции! Объединим усилия для развития трансграничного сотрудничества Печать
Водопад новостей - Водопад новостей. Выпуск 1
31.05.12 18:39

Трансграничные водные бассейны занимают около 45% территории Земли. Трансграничное сотрудничество имеет большое значение для успешного управления водными ресурсами, чтобы гарантировать народам благосостояние в регионе в целом и предотвратить конфликты: это сотрудничество может эффективно регулироваться посредством ратификации Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Водная Конвенция). Конвенция принята в Хельсинки, Финляндия, в 1992 г. и вступила в силу в 1996 г. Конвенция включает как поверхностные, так и подземные воды в панъевропейском регионе (ЕЭК ООН), который включает в себя Европу, Северную Америку, Кавказ, Центральную Азию и Израиль.

В 2003 году была принята поправка, которая позволит странам за пределами ЕЭК ООН присоединиться к Конвенции.

Сейчас Сторонами Конвенции являются 38 стран, и 21 страна приняла поправку 2003 г.

Вступление в силу поправки 2003 г., которое ожидается в 2012 г. превратит Водную Конвенцию в глобальную

правовую основу для сотрудничества в области трансграничных вод.

Существуют 2 Протокола к Конвенции:

  • «Протокол по проблемам воды и здоровья» принят в 1999 г. на 3-й Министерской конференции по окружающей среде и здоровью в Лондоне. Протокол вступил в силу 4 августа 2005 г.
  • «Протокол по гражданской ответственности и компенсации за ущерб, причиненный трансграничным воздействием промышленных аварий на трансграничные воды» принят и подписан 22 странами на Министерской конференции «Охрана окружающей среды для Европы» в Киеве в 2003 г. Протокол не вступил в силу.

Веб-сайт Конвенции и Протоколов, размещенный на сайте ЕЭК ООН (http://www.unece.org/env/water), предлагает обширные ресурсы, в том числе документы и публикации, а также информацию о положении дел с ратификацией, события и различные мероприятия, которые проходят в рамках работы по Конвенции и Протоколам. Текст Конвенции и поправки к ней на английском, русском, французском языках: http://www.unece.org/env/water/text/text.html

Конвенция имеет целостный подход, основанный на понимании того, что водные ресурсы являются неотъемлемой частью экосистем, а также человеческого общества и экономики. Она основана на концепции интегрированного управления водными ресурсами.

Конвенция обязывает Стороны предотвращать, ограничивать и сокращать трансграничное воздействие, использовать трансграничные воды разумным и справедливым образом и обеспечивать их устойчивое управление. Стороны, граничащие с одними и теми же трансграничными водами должны сотрудничать путем заключения специальных соглашений и создания совместных органов. Конвенция содержит положения, касающиеся мониторинга, исследований и разработок, консультаций, систем оповещения и сигнализации, взаимной помощи и обмена информацией, а также доступа к информации общественности.

Руководящие органы Конвенции

Главный руководящий орган: встреча Сторон. 6-я встреча Сторон Конвенции состоится 28–30 ноября 2012 г. в Риме, Италия.

Органы, выполняющие рабочий план: Бюро, Рабочие группы по мониторингу и оценке и интегрированному управлению водными ресурсами, Целевая группа по воде и климату, Совместная специальная группа экспертов по проблемам воды и промышленных аварий, Совет по правовым вопросам и Совместный центр, такой как Международный центр оценки водных ресурсов.

Секретариат Водной Конвенции выполняет функции секретариата.

В рамках работы по Конвенции было разработано много публикаций, в том числе руководящие принципы, рекомендации, технические руководства, справочные доклады и исследования по таким важным тематическим вопросам как мониторинг и оценка, предотвращение паводков и плата за услуги экосистем и другие. Эти публикации можно найти на: http://www.unece.org/env/water/publications/pub74.htm.

Информирование общественности

Глава 16 Конвенции посвящена информированию общественности и предусматривает, что Прибрежные Стороны обеспечивают информирование общественности о состоянии трансграничных вод, мерах, принимаемых или планируемых с целью предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия, а также об эффективности этих мер. С этой целью прибрежные Стороны обеспечивают предоставление общественности информации о:

  • целевых показателях качества воды;
  • выдаваемых разрешениях и условиях, подлежащих соблюдению;
  • результатах взятия проб воды и стоков, осуществляемого с целью мониторинга и оценки, а также результатах проверки соблюдения целевых показателей качества воды или условий, содержащихся в разрешениях.

Прибрежные Стороны обеспечивают общественности возможность бесплатного ознакомления в разумные сроки с этой информацией в целях проверки и предоставляют представителям общественности практические возможности для получения копий такой информации у прибрежных Сторон за разумную плату.

Оценка состояния трансграничных рек, озер и подземных вод.

В 2003 году Стороны постановили регулярно проводить совместные или скоординированные региональные Оценки с тем, чтобы сохранить статус трансграничных вод в регионе ЕЭК ООН под пристальным вниманием, для оценки прогресса принимаемых мер по предотвращению, ограничению и сокращению трансграничного воздействия. Первая Оценка состояния трансграничных рек, озер и подземных вод была опубликована в декабре 2007. В 2011 г. была опубликована вторая Оценка, которая охватывает более чем 140 трансграничных рек, 25 трансграничных озер и около 200 трансграничных подземных вод в европейской и азиатской частях региона ЕЭК ООН. Оценка имеет принципиальное значение, так как является основой для рационального планирования и принятия решений. Публикацию «Вторая оценка состояния трансграничных рек, озер и подземных вод» можно прочитать здесь: http://www.unece.org/env/water/publications/pub/second_assessment.html

 

 
Google+