Альтернативное земледелие Печать
Экологизация - Проект «Екологiчне життя людей»
30.09.09 08:56

Альтернативное земледелие

(тезисы исследования)

Оксана Инте,
руководитель учебно-практического центра органического земледелия,
глава Киевской областной организации ВЭОО «МАМА-86»

На протяжении всей истории человечества появлялись люди, которые стремились к образу жизни в гармонии с природой: чтобы не разрушалась окружающая среда, чтобы сохранялось и даже повышалось плодородие почвы, урожаи при этом становились всё больше, плоды всё полезнее, а работы становилось всё меньше.

Лучше придумать, чем устроено в Природе, человек не мог. Поэтому, наблюдая и копируя Природу, человек разрабатывал различные системы хозяйствования на Земле.

В прошлом и нашем столетии, убедившись на практике в пагубности «традиционного» пахотного земледелия с оборотом пласта и применением агрохимии и генномодифицированных организмов, прогрессивные аграрии стали внедрять в жизнь несколько направлений «альтернативного» земледелия. По сути, цели и задачи этих направлений одни и те же: прекратить варварское отношение к Земле, выращивать вкусные и полезные экологически чистые продукты питания с минимальными затратами труда и других ресурсов.

1. Современные направления и тенденции в области альтернативного земледелия
1.1. No-till-технология

No-till — сокращенное название нулевой технологии, при которой производится посев семян в почву, которая не подвергалась никакой обработке. No-till-технология распространена сейчас во всём мире и, как правило, применяется в крупных фермерских хозяйствах. Для такой технологии ведущими производителями сельхозтехники были созданы специальные современные посевные комплексы, позволяющие одновременно осуществлять три операции за один проход: вносятся удобрения под полосу посева, высеваются семена и осуществляется прикатывание. И все это на скорости 15 га/час. Универсальность посевного комплекса «HORSCH — АГРО-СОЮЗ» помогает сократить расход не только топлива, но и времени. На посевной процесс с такой производительностью уходит не месяц, а всего 10 дней. Сокращение расходов ГСМ при такой технологии уменьшается в 11 раз!

Принципі No-till-технологии:

  • Для выращивания культур обработка почвы не обязательна.
  • Пожнивные остатки культур являются ценным продуктом и оставляются на поверхности почвы в виде мульчи.
  • Заделывание мульчи запрещается.
  • Почва должна иметь постоянное покрытие.
  • Акцент делается на биологических процессах в почве.
  • В качестве основного возможного варианта борьбы с вредителями используются биологические методы.
  • Эрозия почвы под действием воды и ветра является просто симптомом того, что для данной местности и экосистемы используются неправильные методы земледелия (эрозия вызвана неправильной обработкой почвы).

На сегодняшний день No-till-технологию нельзя полностью отнести к органическому земледелию, так как в переходный период применяются минеральные удобрения, гербициды и пестициды. По словам специалистов нулевой технологии, по мере нарастания мульчирующего слоя на поверхности почвы отпадает необходимость внесения удобрений и средств химзащиты, так как мульча, перегнивая, создаёт плодородный слой, способствует естественной аэрации почвы и подавляет рост сорняков.

Комплексная система в борьбе с сорными растениями при технологии No-till основывается на трех "китах": севообороте, создании мульчирующего слоя, применении гербицидов.

В Украине самой известной компанией, применяющей No-till-технологию, является «Агро-Союз», сельхозугодия которой расположены в Днепропетровской области. Основанная в 90-х годах фирма, специализировавшаяся на поставке запчастей для сельхозтехники, сегодня переросла в производителя современных сельскохозяйственных машин. Огромной популярностью во всём мире пользуются посевные комплексы «HORSCH Агро-Союз». Сейчас это крупная корпорация, которая занимается не только растениеводством, но и разведением животных (свиноводство, страусоводство, молочное скотоводство), замыкая, таким образом, цикл сельского хозяйства.

1.2. Ландшафтно-адаптивное земледелие

Главный принцип: не нарушать природные ландшафты. Соотношение лесов, полей, лугов, озер, рек должно быть сохранено для поддержания равновесия в природе. Рекомендуется восстанавливать лесные массивы вокруг рек, озер, на склонах гор, на неудобьях. На больших пахотных массивах создавать лесозащитные и ветроломные полосы. Суть адаптивного (приспособленного, самоподдерживающегося) земледелия — максимальная окупаемость затрат. Основные принципы:

  • Поддерживать экологическое равновесие в природе, использовать природные биоклиматические факторы.
  • Вывести малопродуктивные пахотные земли из севооборотов, превратив их, по возможности, в сенокосы и пастбища.
  • Накапливать гумус и азот в почве за счет выращивания многолетних трав, бобовых культур и сидератов.
  • Сократить эрозию почв за счет подбора почвопокровных культур, севооборотов и направленной обработки почвы.
  • Сократить применение пестицидов и минеральных удобрений.
  • Соблюдать соотношение растениеводства и животноводства.
  • На длительный срок зарезервировать (законсервировать) эрозийные почвы.

В США, например, существует целая программа консервации земель с компенсационными выплатами затрат сельхозпроизводителям, большие средства направляются на исследовательские работы по общим проблемам с/х производства.
В Украине, где сельское хозяйство находится в состоянии упадка, о ландшафтно-адаптивном земледелии, вероятнее всего, и даже и не слышали.

1.3. Экологическое земледелие

В большинстве развитых стран активно разрабатываются и осваиваются биологические методы ведения сельского хозяйства, основанные на сокращении или полном отказе от синтетических минеральных удобрений и химических средств защиты растений при максимальном использовании биологических факторов повышения плодородия почв, подавления болезней, вредителей и сорняков, а также осуществления комплекса других мероприятий, не оказывающих негативного воздействия на состояние природной среды, но улучшающих условия формирования урожая. Такая система производства получила название экологического сельского хозяйства.

1.4. Органическое земледелие

Органическое земледелие (organic farming) — типичное для стран «золотого миллиарда» явление, которое, однако, приобрело специфические формы развития и в развивающихся странах. Этот термин стал общепринятым в официальной терминологии США, ЕС и многих других стран и означает такой способ сельскохозяйственного производства, при котором запрещено использование синтетических агрохимикатов (минеральных удобрений, пестицидов), а также методов генной инженерии с целью получения «экологически чистой» продукции.

По мнению Евгения Милованова, президента Федерации органического земледелия Украины, «органика» — это не просто дедовский способ обработки земли, а целая наука взаимодействия с почвой и ее обитателями. Над плодородием грунтов трудится «живое вещество» — миллиарды почвенных бактерий, микроскопических грибков, червей и других организмов. Они питают растения, защищают их от болезней, поддерживают здоровье почв и насыщают их азотом. Задача человека — создать им условия для нормального существования. А это значит, прежде всего, — не перекапывать и глубоко не бороздить землю, отказаться от химических удобрений. Максимально допустимая глубина вмешательства в почву в органическом земледелии всего от 5 до 7 см. В интенсивном агропроизводстве работу микроорганизмов полностью заменяют химические удобрения, а это, как известно, не идет на пользу ни почве, ни человеку.

Изучение и поддержание существующих экологических систем и циклов, поддержка здоровья почвы, растений, животных и планеты как единого целого — таковы принципы органического земледелия. Для фермеров-органиков человек — не венец природы, а неотъемлемая часть экосистемы.

Основоположником органического земледелия считается Альберт Говард (1873—1948). Большую части своей жизни он провёл в Индии и там разработал свою систему компостирования и удобрения почвы. Его книга «Заповеди сельского хозяйства» в своё время оказала большое влияние и привлекла к нему много сторонников во всём мире.

Впервые термин «органическое сельское хозяйство» (organic farming) употребил лорд Нортборн (Lord Northbourn, Walter Ernest Christopher James) в 1940 году. В деле развития и популяризации концепции важную роль сыграли такие люди, как Ив Балфор, Джером Ирвинг Родейл. Ив Балфор в 1939 году заложила Хаглийский эксперимент, в котором более 40 лет на разных полях одной фермы велось «обычное» и органическое земледелие с целью их всестороннего сравнения. Родейл положил начало распространению органического садоводства.

В животноводстве признаком органического сельского хозяйства является отказ от круглогодичного стойлового содержания, обязательный выпас скота, неиспользование кормовых добавок и гормонов.

Современные последователи органического земледелия понимают его намного шире, чем это принято в официальных кругах. Для них это не только получение полноценных продуктов питания, но и целая философия. Это, в первую очередь, понимание процессов, происходящих в природе, это постоянное наблюдение, изучение взаимосвязей растений, животного мира, человека между собой и с космическими объектами.

Давно уже известно, что Луна влияет на земные источники воды. Органические земледельцы также обнаружили влияние Луны и зодиакального круга на процессы, происходящие в растениях. Поэтому, эти факторы также учитываются при ведении такого способа земледелия.

В 1972 году в Версале была основана Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM), поставившая своей целью распространение информации и внедрение органического сельского хозяйства во всех странах мира. С начала 1990-х мировые рынки, связанные с органическим сельским хозяйством, растут на 20% ежегодно. В США объёмы рынка продукции органических ферм увеличились с $1 млрд. в 1994 до $13 млрд. в 2003 году.

В наше время, благодаря поискам многих людей, термин «органическое земледелие» оброс синонимами: природное, биологическое, восстановительное, адаптивное, разумное, или созидательное земледелие.

1.5. Биодинамическое земледелие

В 1924 году австрийский философ, основатель антропософии Рудольф Штайнер (1861—1926) выступил с теоретической концепцией биодинамического земледелия, ставшей, по сути, предшественницей органического сельского хозяйства. Практически её претворил в жизнь его соотечественник Эренфрид Пфайфер.

Особенность этого подхода заключается во внимательном отношении к взаимосвязям и взаимодействию между элементами живого сообщества, между сообществом и окружающим миром, вселенной в целом. Он исходит из признания влияния Луны и звезд на развитие растений, связывая его с положением небесных тел. В практическом плане основные его принципы состоят в выполнении всех сельскохозяйственных работ в соответствии с природными и космическими ритмами и применении биодинамических препаратов для ухода за растениями, компостировании навоза и других органических отходов.

Согласно теории биодинамического земледелия поддерживать действие космических сил на растение и в самих растениях позволяют специальные биодинамические препараты, которые получают из частей определенных растений (тысячелистника, ромашки, коры дуба, цветов валерианы). Важная роль отводится биодинамическим компостам, для приготовления которых также используют биодинамические препараты. Все мероприятия по удобрению почвы направлены на создание плодородия, «соответствующего природе».

Принципы биодинамического земледелия положены в основу составления лунных календарей для посева сельскохозяйственных культур, которые пользуются популярностью у огородников. В научной литературе имеется немало критических замечаний по поводу биодинамического земледелия. Они обращают внимание на недостаточное экспериментальное подтверждение теоретических постулатов этого направления и большие трудности в достижении на основе биодинамического земледелия таких же урожаев, как и при традиционном земледелии.

Сегодня среди земледельцев и садоводов биодинамика становится все более и более известным методом землепользования, альтернативным обычному сельскому хозяйству.

Долгое время лишь узкий круг энтузиастов настойчиво приводил доказательства того, что, применяя биодинамическую методику, можно добиться существенного улучшения почвы. И в 1993 г. эта настойчивость была подтверждена публикацией результатов 4-летнего исследования, в ходе которого сравнивались специально отобранные пары биодинамических и обычных ферм. Этот отчет группы ученых из университетов Вашингтона и Массей (Новая Зеландия) стал известен среди биодинамиков, как «Отчёт Рейганольда», по имени ведущего, доктора из Вашингтона Джона Рейганольда.

В ходе исследований выяснилось, что при примерно одинаковых финансовых условиях, биодинамические фермы достигли существенного улучшения почв. При этом в качестве испытуемых были выбраны пары садоводческих хозяйств, пары оранжерей, а также пары смешанных ферм с пашней и молочным скотом. Почва оценивалась по 17 различным показателям, включая несколько не совсем обычных. Одним из таких является показатель дыхания почвы.

Дыхание почвы оценивалось по тому, насколько быстро образец почвы использовал кислородную подушку. Это говорит о содержании микроорганизмов в почве — чем более они активны, тем больше им требуется кислорода для дыхания. Таким образом, образец, который использует больше кислорода, вероятно, содержит больше работающих микробов, скорее всего, больше дождевых червей и прочих крупных организмов. Исследования Рейганольда показали, что биодинамические фермы в целом имели существенно более высокий показатель Дыхания почвы, чем у обычных ферм и это является ключом к пониманию реальной разницы между обычным и биодинамическим сельским хозяйством.

Обычное сельское хозяйство уделяет особое внимание питанию растений, напротив, биодинамическое сельское хозяйство в первую очередь уделяет внимание питанию почвы и ее организмов. Почва — живая среда, где множество живых созданий перерабатывают органику и минеральную субстанцию в приемлемую для растений форму. Например, недавние исследования в университете Массей доказали, что дождевые черви способны высвобождать из суглинков, которые были обнаружены в большинстве почв, большие количества углекислого калия. Этот факт объясняет давно замеченное биодинамиками явление: в их почвах уровень доступного для растений калия увеличился, не смотря на то, что никаких искусственных калийных добавок не применялось!

Для того, чтобы увеличить количество почвенной живности, биодинамисты готовят и применяют специальные биодинамические препараты, один из которых известен под названием «роговой навоз» или «500». Его показатель дыхания (количество потребляемого кислорода) оказывается очень высоким, что говорит о высокой биологической активности. Другие эксперименты подтверждают, что в течение зимовки в земле в таком виде фекальные бактерии заменяются гумусообразующими.
После двух-трех операций по внесению этого препарата в течение 18 месяцев или около того, агрономы обычно замечают поразительные изменения в почвах. Появляется большое количество дождевых червей, углубляются корни трав, появляется множество разновидностей клевера и ему подобных, почва становится мягкой и рассыпчатой, черви проникают глубже в почву, вынося на поверхность подпочвенные слои. Иногда можно заметить даже углубление плодородного поверхностного слоя.

Биодинамики имеют в своем арсенале ряд других подобных методик, которые поддерживают Природу, не разрушая ее. Они используют также 6 различных препаратов из специальных видов созревших трав для контроля органических процессов в компосте и удобрении и направлении их в нужное русло, а также для образования нескольких микроэлементов, необходимых культурному растению.

Во многих странах существуют Ассоциации Биодинамического Земледелия, где садоводы и фермеры могут обмениваться опытом. Ассоциации поддерживают начинающих фермеров, проводят исследования, организуют практические семинары на полях, чтобы люди могли наглядно проследить, как начать применять биодинамические препараты на их землях. Почти все ассоциации имеют свои периодические журналы, которые публикуют ежегодные Биодинамические лунные календари по всем областям земледелия, предложения от биодинамических ферм своей продукции, семян, препаратов, статьи и много интересной информации.
В Украине биодинамика только-только начинает применяться отдельными фермерами. С 1994 года в Петербурге начали печататься на русском языке лунные календари известных в мире немецких биодинамистов Марии Тун и Матиаса К. Тун.

В России первая биодинамическая ферма появилась в 1992 году по инициативе Бернарда Хака, соратника М.Тун в 130 километрах от Москвы в деревне Болотово. Сейчас отдельные группы садоводов работают в Ухте, Перми, Тольятти, Самаре, Рязани, Ярославле, Москве, на Валдае и Валааме. В 1999 году зародилось небольшое хозяйство в деревне Ставотино Лужского района Петербурга, где уже 7 семь лет там выращиваются различные овощи и фрукты, регулярно проводятся семинары по изучению основ биодинамики, включающие практическую работу по изготовлению препаратов.

В Украине с 2008 года Львовский Клуб органического земледелия совместно с Клубом из г. Броды начали изготовление биодинамических препаратов. По их отзывам, эти препараты действительно производят положительный эффект.

Вот их отзыв о препарате «роговой навоз»:

  1. Активизирует деятельность грунтовых микроорганизмов, бактерий (т.е. препарат выступает природным биостимулятором), что способствует более быстрому превращению верхнего плодородного слоя земли в гумус.
  2. Значительно улучшает поверхностную и глубокую аэрацию, что способствует лучшему развитию растительности на обработанном этим препаратом участке и повышает урожайность.
  3. В 6—9 раз уменьшается негативное влияние радиоактивного стронция и цезия на поверхность грунта на зараженных радионуклидами территориях, нейтрализует негативное влияние других экологически опасных загрязнителей. Это было подтверждено неоднократно биодинамическими фермерами всего мира.
1.6. Органо-биологическое земледелие

В западных странах существует еще несколько направлений альтернативного земледелия, отличающихся от биодинамического, но сходных между собой. К ним, например, относится органо-биологическое земледелие. В отличие от биодинамического оно не учитывает влияние космических ритмов, не предусматривает применения специальных препаратов. Суть его концепции сводится:

  • к созданию «живой и здоровой» почвы за счет поддержания микробиологической деятельности;
  • хозяйство должно полностью использовать внутренние ресурсы для воспроизводства продукции, поддерживая баланс питательных веществ;
  • применять только органические удобрения (как правило, компосты);
  • из минеральных допустимы медленно растворимые (калимагнезия, томосшлак) и базальтовая мука;
  • запрещено использовать химические пестициды;
  • борьба с сорняками, вредителями и болезнями осуществляется только механическими, профилактическими и биологическими методами, допускается использование эфирных масел растений, отваров и настоев растений, растительных инсектицидов, серных и медных препаратов;
  • производится как правило поверхностная обработка почвы;
  • все мероприятия по регулированию плодородия почв и защите растений осуществляются в системе севооборотов.
1.7. Пермакультура

«Пермакультура» (от англ. «permaculture» — «permanent agriculture» — «Перманентное сельское хозяйство») — по официальному определению — это система проектирования жизнеспособных, бесконечно долго развивающихся окружающих человека сред, которые являются эффективными по вложенному труду и используют биологические ресурсы вместо ископаемого топлива. Система разработана в 1974 году австралийским зоологом Биллом Моллисоном совместно с Дэвидом Холмгреном.

Билл Моллисон вырос в маленькой деревне на островах Тасмании. Местные жители добывали сами всё, что им было необходимо. Они сами изготавливали себе обувь, сами выполняли работы по металлу, ловили рыбу, выращивали еду и сами пекли хлеб.

В начале 50-х годов Билл заметил, что с его родными местами стали происходить изменения: стало меньше рыбы, водорослей у побережья, стали исчезать большие участки леса, начал меняться климат.

После многих лет работы в качестве полевого исследователя при Институте Изучения Дикой Природы, а также в Тасманийском Рыбном Департаменте Билл начал активно участвовать в протестах против той политической и индустриальной системы, которая, как он видел, уничтожает и людей, и окружающий мир.

Но вскоре он понял, что нет никакого смысла упорствовать в противостоянии, которое не даёт никакого результата. И он уединился на два года с тем, чтобы вернуться с чем-нибудь, что позволит людям существовать без широкомасштабного разрушения окружающей среды.

Так в 1974 совместно с Дэвидом Холмгреном возникла система экологически целесообразного сельского хозяйства, основанная на сочетании многообразия и многоярусности многолетних культур: деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов и корнеплодов. Результатом этой работы стала публикация в 1978 году книги «Пермакультура Один», за которой через год последовала «Пермакультура Два».

Организация пермакультурного хозяйства означает создание устойчивой, автономной, экономически жизнеспособной саморазвивающейся экосистемы с замкнутым циклом, которая обеспечивает людей, проживающих в ней, всем необходимым и которая не производит отходов. Такая, изначально правильно организованная система, может существовать бесконечно долго без участия человека.

Вот основные принципы пермакультуры, изложенные Биллом Моллисоном в книге «Введение в пермакультуру»:

По возможности, используйте местные виды или те виды, о которых заранее известно, что они приживутся в данных условиях. Бездумное использование потенциально агрессивных видов может привести к нарушению баланса в окружающей среде.

  • Возделывайте, по возможности, наименьший участок земли. Разрабатывайте малоразмерные, энергоэффективные интенсивные системы вместо больших по размеру экстенсивных систем, которые потребляют большое количество энергии.
  • Практикуйте разнообразие видов, используйте поликультуры (как противоположность монокультурам). Это обеспечивает стабильность и позволяет быть готовым к переменам, как экологическим, так и социальным.
  • Увеличивайте разнообразие производимых продуктов; учитывайте общую сумму продуктов, производимых системой, куда входят однолетние и многолетние растения, зерновые культуры, деревья и животные. Рассматривайте сэкономленную энергию также в качестве произведённого продукта.
  • Используйте естественные (солнце, ветер и вода) и биологические (растения и животные) системы, для того чтобы сохранять и производить энергию.
  • Возрождайте практику производства продуктов питания в городах, как это традиционно было всегда в тех цивилизациях, которые существовали, не принося вред окружающей среде.
  • Помогайте людям в обретении независимости и способствуйте развитию групповой ответственности.
  • Сажайте деревья и восстанавливайте плодородие почвы.
  • Используйте всё на оптимальном уровне и утилизируйте отходы.
  • Ищите пути решения проблем, а не сами проблемы.
  • Работайте там, где это имеет смысл (сажайте дерево там, где оно приживётся, помогайте тем людям, которые действительно хотят чему-нибудь научиться).
  • Принимайте в расчёт долговременные последствия своих действий. Сделайте всё возможное для обеспечения стабильности.
  • Относительное расположение: каждый элемент (дом, пруд, дорога и так далее) размещается относительно других элементов таким образом, чтобы они взаимодействовали друг с другом.
  • Каждый элемент осуществляет множество функций.
  • Каждая важная функция осуществляется за счёт многих элементов.
  • Эффективное планирование для дома и поселения (зоны и сектора).
  • Преимущественное использование биологических ресурсов вместо ископаемого горючего.
  • Переработка энергии на месте (горючее и человеческая энергия).
  • Использование и активизация механизмов естественной смены видов, с целью улучшения почвенных и других условий.
  • Применение разнообразия видов, для того чтобы система была более продуктивной и в ней присутствовало взаимодействие компонентов.

Ярким примером пермакультурного хозяйства, которое можно увидеть воочию, является ферма австрийского агрария Зеппа Хольцера. На 45 га горного склона этот фермер за 40 лет своей жизни создал райский уголок, ещё не зная о существовании пермакультуры. В его хозяйстве всё обустроено разумно, практично, всё продумывается до мелочей. Его девиз: «Меньше работы, больше эффекта». Хольцер говорит, что стремится к полной независимости. У него есть своя мельница, маслобойня, электростанция.

Наблюдая за природой, Хольцер создаёт, как он их называет, «съедобные сады», где в симбиозе растут плодовые деревья и кустарники, хвойные, лиственные, декоративные породы деревьев. Огромную роль в создании экосистемы Хольцер отводит воде. Он создал целую систему озёр, которые в сочетании с камнями, старыми корягами, высокими грядами, окружающими озёра, формируют свой более мягкий микроклимат на его участке. Благодаря этому, он может выращивать теплолюбивые культуры, такие как киви, черешни, тыквы, виноград и многие другие.

Наверное, и так понятно, что этот человек не применяет ни химудобрений, ни ядохимикатов. Мудро организованная экосистема сама регулирует все процессы. А животных Хольцер использует в качестве своих работников. Так, свиньи у него и пахари, и сеятели, и пропольщики. Если ему нужно подготовить грядку под посев, он разбрасывает на намеченной территории горох и кукурузу и выпускает туда свиней. В поисках любимого лакомства, свинки перерывают всю землю. Хольцеру остаётся только посеять семена и, снова разбросав кукурузу и горох, выпустить свиней. Поедая горох и кукурузу, семена посеянных культур они зарывают и притаптывают. А когда посевы поднимутся, Хольцер периодически будет выпускать свиней для прополки грядок. Такая разумная организация труда позволяет Хольцеру не заморачивать себя специальным кормлением животных, они сами находят себе пропитание.

Так же мудро он выращивает и рыбу. Пруды у него устроены таким образом, что там живут и хищные и мирные рыбы. Мальки одних являются кормом для других. Всё, как в природе, происходит само собой, человек только следит за порядком, мудро руководит процессом и берёт от природы столько, чтобы это не нанесло ей ущерба.

В то время, как большинство фермеров во всём мире, находятся на дотации государства, ферма Хольцера приносит ему доход и немалый, что позволяет её хозяину принимать участие и финансировать экологические проекты по восстановлению природных ландшафтов в странах, терпящих экологическое бедствие.

У нас, в Украине, как впрочем, и других странах СНГ, пермакультура только-только начинает внедряться отдельными владельцами приусадебных участков, это, в основном, члены Клуба Органического Земледелия и создатели Родовых поместий. В капиталистических странах пермакультура более известна и применяется в экопоселениях и альтернативных общинах, а также людьми, ведущими экологический или натуральный образ жизни. В США, в Калифорнии, существует Центр пермакультуры, в котором проводятся семинары и лекции, издается и распространяется полиграфическая продукция по этой тематике.

1.8. Натуральное земледелие

Основателем метода натурального хозяйствования является также наш современник японский фермер Масанобу Фукуока. Более 30-ти лет он развивал и совершенствовал метод, как он сам его называл, «ничего-не-делания». Особенность его заключается в том, что мистер Фукуока ведёт своё хозяйство путём содружества с природой, не пытаясь покорить или улучшить её.

В своей замечательной книге «Революция одной соломинки» он пишет: «Обычно способ разработки метода заключается в том, что задают вопрос: «А что если попробовать это?» или «А что если попробовать то?», то есть испытывают различные методы агротехники один за другим. Такова современная сельскохозяйственная наука, и единственный её результат заключается в том, что она делает фермера ещё более занятым.

«Мой способ прямо противоположен. Я стремлюсь к приятному, естественному способу ведения сельского хозяйства…, цель которого сделать работу легче, а не труднее. А что если не делать этого? А что если не делать того?» — это мой способ мышления.

«Причина, по которой постоянное совершенствование агротехники кажется необходимым, заключается в том, что естественный баланс уже так сильно нарушен этой самой агротехникой, что земля становится зависимой от неё».

Ферма м-ра Фукуока включает в себя рисовые поля (0,5 га) и мандариновые сады (5 га). Более 30-ти лет земля на его ферме не знает вспашки, он не применяет ни химудобрений, ни ядохимикатов, ни даже компоста, он не заливает водой свои рисовые поля, как это принято делать во всём мире, и не обрезает свой мандариновый сад. При этом м-р Фукуока получает урожаи, сравнимые с самыми продуктивными японскими фермами, использующими традиционные технологии. Его продукция пользуется огромным спросом у покупателей, так как, отличается непревзойдённым вкусом. Но это не является его самоцелью. Смысл его деятельности заключается совершенно в другом.

А началось всё с... прозрения. Масанобу Фукуока по специальности фитопатолог. Когда ему было 25 лет, он работал в Таможенном Управлении Иокогамы в отделе инспекции растений. Увлечённо занимаясь исследованиями болезней и вредителей растений, м-р Фукуока всё чаще задумывался над вопросом, почему в последнее время имеет место интенсивное развитие и распространение болезнетворных организмов и вредных насекомых, несмотря на достижения науки в борьбе с этими негативными факторами.

У него было много свободного времени, и он частенько прогуливался в безлюдных окрестностях, наблюдая природу и размышляя над смыслом жизни. Однажды на заброшенном рисовом поле, среди сорняков и оставленной рисовой соломы, он увидел совершенно здоровые, мощные растения самосевного риса. Увиденное перевернуло всё его сознание. Тогда он понял, что коммерциализация производства продуктов питания, как, впрочем, и остальных сфер нашей жизни, вынуждает человека, в погоне за прибылью, искать всё более интенсивные технологии, что приводит к полному уходу от природы. Ради сиюминутной выгоды люди насилуют и разрушают природу, не задумываясь о последствиях. Это вызвало в душе молодого учёного бурный протест, и он решил прекратить свою деятельность, чтобы вернуться в деревню к отцу для переосмысления происходящего.

Также, как и Билл Молиссон, Масанобу Фукуока решил вернуть людям утраченные знания природного образа жизни, где выращивание продуктов питания, это не изнуряющий бизнес, а жизненная необходимость, которая не в борьбе, а в содружестве с природой, приносит удовлетворение и превращается в настоящее творчество.

Тридцать лет продолжались искания, и был отработан метод упрощённого выращивания традиционных для Японии риса, ржи, ячменя, гречихи, множества овощей, некоторые из которых размножаются в мандариновом саду м-ра Фукуоки самостоятельно.

В результате этих исканий м-р Фукуока понял, что собственноручно выращенные продукты питания являются залогом физического и духовного здоровья человека, и что процессы, происходящие в живых существах гораздо сложнее, чем механическое поглощение калия, фосфора, азота, крахмала, белков и т.д.

Если бы люди, хотя бы временно, отказались от своего господства над природой, и позволили природе руководить собой, то они бы убедились, что природа обеспечивает их всем необходимым. В натуральном образе жизни м-р Фукуока сравнивает отношения человека и природы, как мужа и жены, соединившихся в совершенном браке, который не подарен и не получен от кого-то, совершенная пара создаёт себя сама.

По сути, метод натурального земледелия Масанобу Фукуока, это возрождение не так давно забытого традиционного японского уклада жизни. Ещё после Второй мировой войны в Японии 70—80% населения были фермерами, против сегодняшних 14%. По этому поводу в своей книге «Революция одной соломинки» м-р Фукуока вот что пишет:

«По моему мнению, если бы 100% населения были бы фермерами, это было бы идеально. На одного человека в Японии приходится как раз 0,1 га пахотной земли. Если каждому человеку дать по 0,1 га, это составит 0,5 га на семью из пяти человек, этого будет более, чем достаточно, чтобы кормить семью в течение целого года. Если будет введено натуральное земледелие, то фермер будет иметь также достаточно времени для отдыха и социальной активности в деревенской общине. Я думаю, что это наиболее прямой путь, чтобы превратить страну в счастливую процветающую землю».

К сожалению, в этом, 2008 году Масанобу Фукуока, фермер-революционер, ушёл в вечность. Со всех уголков нашей планеты приезжали за опытом к великому Мастеру ученики из экологических общин, израильских кибутцев, индийских ашрамов, религиозных общин разных конфессий. В Японии также на острове Суванозе образовалась община людей, которые пробуют новые формы общественного уклада. М-р Фукуока считал, что движение этих людей — это путь к лучшему будущему. Именно среди них натуральное земледелие стало быстро распространяться и набирать силу.

1.9. Родовое поместье и Родовое поселение

Новое, это, как известно, хорошо забытое старое. Так и с технологиями в сельском хозяйстве. Ни одна из перечисленных выше технологий не привнесла ничего принципиально нового. Всё это попытки вернуть в современную жизнь человека гармоничные отношения с природой. Если No-till-технологию, ландшафтно-адаптивную, экологическую, биодинамическую, органическую, органо-биологическую технологии можно отнести именно к альтернативным технологиям, то пермакультуру и натуральное земледелие стоит отнести, скорее, к альтернативному образу жизни.

Одной из моделей такого образа жизни можно назвать и Родовое поселение, состоящее из Родовых поместий. Модель изложена в книгах российского предпринимателя и писателя Владимира Мегре из серии «Звенящие кедры России». Цель создания таких поселений — переход от потребительского, разрушающего окружающую среду образа жизни, к созидательному, в содружестве с природой, неотъемлемой частью которой является и человек.

Современный уклад жизни с каждым годом становится всё менее привлекательным для значительной части населения Земли. Участившиеся экологические катастрофы, проблема отсутствия качественных и безопасных продуктов питания, а в некоторых регионах голода, войны и террористических актов, рост заболеваемости населения всех стран мира, поголовная коммерциализация всех сфер жизни, что приводит к отсутствию свободного времени для самореализации и потери смысла жизни, экономический и политический кризис напрямую связаны с той системой общественного устройства, которая существует на сегодняшний день.
И вот в такой критический момент для человечества, как спасительный круг, прозвучала идея перехода на принципиально иной образ жизни. Идея проста, как всё гениальное, и заключается в следующем.

Каждой желающей семье выделяется около1 га земли для создания на нём сбалансированной среды обитания семейного рода (отсюда и название «Родовое поместье»). Родовое поместье не продаётся, а передаётся в наследство будущим поколениям. Участок обустраивается по принципам пермакультуры или натурального земледелия. Здесь размер участка в 1 га имеет ключевое значение, так как является оптимальным для посильного обустройства и поддержания экосистемы одной семьёй, позволяет создать саморазвивающуюся экосистему и минимизировать антропогенную нагрузку на местность.

Для создания устойчивой экосистемы, которая позволит семье высвободить время от добывания хлеба насущного и позволит решить много других вопросов, на участке высаживается живая изгородь из многолетних растений, около или чуть больше половины — лес из смешанных пород, высаживается сад, создаётся пруд. Всё это способствует возникновению благоприятного микроклимата для жизни и выращивания продуктов питания, также происходит самоудобрение почвы опавшей листвой, усохшими ветками. Высадив быстрорастущие породы деревьев: иву, акацию, бузину, клён ясенелистный решается вопрос стройматериалов и возобновляемого топлива.

Дома строятся из природных, легко утилизируемых материалов, чтобы не оставлять потомкам головную боль от неразумных предков. Дом проектируется с учётом тепло- и энергосбережения. Продукты жизнедеятельности семьи, органические — утилизируются на месте, неорганические — минимизируются и централизовано вывозятся для дальнейшей переработки.

На переходном этапе возможно ограниченное использование централизованных энергоресурсов, по желанию и финансовым возможностям каждой семьи — использование альтернативных источников энергии, работающих за счёт возобновляемых ресурсов.

За счёт того, что благодаря разумному обустройству поместья, высвободится часть времени, люди смогут перейти на здоровый образ жизни и развивать (или открывать) в себе спящие пока, но заложенные Творцом в каждом из нас способности. В будущем, с помощью этих способностей, человечество полностью откажется от использования невозобновляемых ресурсов Земли, а возможно найдёт новые, экологически безопасные для всего живого источники энергии. Кроме того, у людей появится возможность принимать участие в различных социальных и экологических проектах не только у себя на Родине, но и в других, нуждающихся в этом странах.
Для того, чтобы поселение было устойчивым и не производило разрушающее воздействие на окружающую среду, количество семей в нём должно быть от 100 до 200. Это количество также будет способствовать дальнейшему распространению опыта поселенцев на прилегающие территории (эффект «сотой обезьяны»). Поселение также должно быть максимально независимым от существующей системы не только в части производства продуктов питания. Образование, воспитание детей, медицинское обслуживание, производство необходимых предметов быта и т.д. должно быть организовано силами самих поселенцев в поселении или на прилегающих территориях.

Регулирование отношений в таких поселениях осуществляется путём коллективного самоуправления по типу «вече», когда решения принимаются всеми жителями поселения от мала до велика единодушно. Поскольку в число поселенцев принимаются единомышленники, то вероятность неэффективного принятия решений таким способом уменьшается. Хотя уже имеющийся практический опыт показывает, что на сегодняшний день ещё не все желающие создавать поселения готовы к такой форме взаимодействия.

Поскольку идея Родовых поселений на сегодняшний день нашла отклик во всех странах мира, будет создаваться сеть таких поселений, которая а) даст возможность изменить условия и качество жизни большого количества людей, что не сможет позитивно не сказаться и на жизни городских жителей; б) сыграет положительную роль в общем оздоровлении всей планеты, так как, поселения будут планироваться таким образом, чтобы объединять между собой уже имеющиеся лесные массивы, образовывая лесные коридоры, по которым лесная фауна сможет мигрировать, восстанавливая своё биоразнообразие.

2. Особенности альтернативного земледелия

Основной особенностью альтернативного земледелия есть то, что методы и приёмы, используемые в агротехнике, не разрушают почву, не снижают её плодородие, они как раз наоборот являются восстановительными. С помощью этих методов происходит естественное наращивание гумусного слоя земли, происходит восстановление почвенной микрофлоры, за счёт чего растения становятся сильными, здоровыми, способными противостоять болезням и вредителям.
Другая особенность, это то, что с помощью альтернативного земледелия восстанавливается природный баланс насекомых и мелких видов животных, восстанавливается пищевая цепочка, где на каждого едока есть свой едок, таким образом, естественным путём регулируется численность полезных насекомых и вредителей.

Ещё одна особенность альтернативного земледелия заключается в том, что получение высоких урожаев не является целью, это, скорее, следствие. Цель — сохранить природу для будущих поколений и выращивать полезные для человека, полноценные продукты питания.

3. Перспективные направления развития альтернативного земледелия в Украине

Не только в Украине, а и во всём мире, после стольких лет технического «прогресса» люди смогли на личном опыте убедиться в преимуществах и недостатках продуктов питания, выращенных с помощью агрохимикатов, и естественно не в пользу последних. «Благодаря» высоким технологиям в сельском хозяйстве на данном этапе стоит вопрос существования человека, как вида на Земле. Поэтому, альтернативное земледелие — это единственная возможность предотвратить «тихую катастрофу», как называют эксперты ООН умирание земли, отравленной пестицидами. По данным Агентства ООН по защите окружающей среды украинские чернозёмы удостоены особо трагической оценки — эрозии подвержено около 41%. По словам доктора биологических наук, академика УААН Владимира Патыки, 10 из 30 миллионов гектаров сельскохозяйственых угодий Украины сейчас необходимо выводить из пользования и реабилитировать. Для этого в Институте агроэкологии УААН была подготовлена специальная программа по развитию органического земледелия под названием «Агроэкологический мониторинг и моделирование устойчивых агросистем», предназначенная для фермеров, желающих перейти на альтернативное сельское хозяйство.

За последние четыре-пять лет, несмотря на отсутствие государственной политики в области альтернативного земледелия, отдельные энтузиасты страны поняли, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и начали объединяться в ассоциации, Клубы Органического Земледелия, было создано несколько сертификационных организаций, Федерацию органического движения Украины, около 40 фермерских хозяйств перешло на дружественные природе методы хозяйствования, это только члены Ассоциации «Биолан». Хотя официальных статистических данных об объемах производимой продукции, количестве хозяйств и возделываемых ими площадях в Украине нет, свои оценки имеются у Международной федерации движения органического сельского хозяйства IFOAM, сертифицирующей органические производства. По данным этой организации, в прошлом году в Украине действовало 70 хозяйств, занимающихся органическим земледелием, а общая площадь их земель составляла 240 тыс. га.

За 4 года киевский Клуб Органического Земледелия вырос в целую сеть филиалов по всей Украине, их количество возросло до 80, они имеются, практически, во всех крупных населённых пунктах. За это время сторонниками Клуба ОЗ стало 40 тыс. человек, это, в основном дачники и огородники. Ручных плоскорезов Фокина, орудий труда для поверхностной обработки почвы, было продано около 1 млн. штук. Если предположить, что из них применяют у себя в хозяйстве всего 10% купивших, то цифра также получится впечатляющая.

Ну и где же вся эта органическая продукция, может возникнуть логичный вопрос. На сегодняшний день продукцию с такой маркировкой в торговой сети можно купить только крупы из проросшей пшеницы и ржи торговой марки «Жменька», ячку, гречку и рожь торговой марки «Биолан». Во-первых, большая часть произведённой продукции уходит на экспорт в Польшу и Чехию (отечественному производителю это выгодно, так как зарубежные фирмы-закупщики за свой счёт оплачивают им сертификацию продукции, а наши фермеры имеют гарантированный сбыт продукции). Второе, это то, что наша торговая сеть, в виду отсутствия закона «Об органическом земледелии» не готова к приёму органических продуктов питания. Некоторые владельцы крупных торговых точек объясняют это ещё и тем, что в Украине, якобы пока нет спроса на экологически безопасную продукцию.

Этот пробел, в ближайшей перспективе, намеревается устранить Клуб Органического Земледелия, став посредником между производителем органических продуктов и потребителем. Уже имея сеть Консультационных пунктов по Украине, остаётся решить технические вопросы транспортировки, складирования и хранения органической продукции.

Как говорится «не было бы счастья, так несчастье помогло», так и у нас, в Украине, возврату к натуральным способам земледелия способствует также и затянувшийся экономический кризис. Многие сельхозпредприятия просто не имеют оборотных средств для закупки дорогостоящих агрохимикатов, поэтому они просто вынуждены искать менее затратные технологии, чтобы как-то выжить в экстремальных условиях. Показательным примером является ЧП «Агроэкология», органическое земледелие позволило в этом хозяйстве снизить затраты только на горючее в 4 раза, не говоря уже о значительной экономии на минудобрениях и пестицидах.

Ещё одно преимущество перехода на органическое сельское хозяйство, как показывает мировой опыт, это создание дополнительных рабочих мест в сельской местности. Он открывает также новые перспективы для маленьких фермерских хозяйств, тем самым, укрепляя жизнеспособность сельских общин и создавая для них определённые социальные гарантии, так актуальные сейчас для Украины.

Общее заключение и рекомендации

Как видно из данного исследования, задачей альтернативных видов земледелия является восстановление изрядно пошатнувшегося в технократический век здоровья людей и планеты в целом, путём выращивания экологически здоровых и полноценных продуктов питания, а в конечном итоге — возвращение к первоначальной программе Творца, к такому укладу жизни, гдё всё сущее живёт в мире и согласии друг с другом. Ведь изначально даже животные в Райском саду не поедали друг друга, а питались травами: «А всем зверям земным, и птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Бытие, 1:30).

Египетские жрецы, создавшие и поныне действующую государственную систему, знали тайну одного гектара, поэтому никогда не употребляли пищу, выращенную рабами. У каждого из них был собственный гектар, на котором они жили и собственноручно возделывали сад. Чтобы эффективно управлять народом, нужно было затормозить скорость мысли большинства их подданных. Для этого жрецами были выведены специальные сорта пшеницы (для скармливания рабам) и придуманы изощрённые способы снижения энергетической ценности продуктов, путём их термообработки, так возникла кулинария, которая и до сих пор является для человечества врагом номер один.

При таком питании продолжительность жизни рабов была недолгой, но это жрецов особо не огорчало, так как в рацион их питания включалось много мяса, которое повышает сексуальную активность, поэтому проблем с пополнением рядов верноподданных в Египте не было.

Тайну гектара знали также и императоры Рима. Из числа рабов они выявляли людей, которые умели правильно выращивать полноценные продукты питания. Они давали им свободу, наделяли гектаром земли, помогали построить дом, и всё это для того, чтобы забирать часть урожая для собственных нужд (из книг В. Мегре серии «Звенящие кедры России»).

Несмотря на все старания жрецов, которые и по сей день правят миром, Божественная частичка человеческой души во все века стремилась объединиться с Божественным целым. Мы и окружающий нас мир есть не что иное, как материализованные мысли Бога. И только живя в гармонии со всем сущим можно быть по-настоящему счастливым.

Хорошо сказал Владмир Мегре в своей книге «Энергия жизни»: «Человек всегда чувствовал истинную красоту и совершенство вечного, и потому даже царю, окружённому роскошью и обладающему дворцами, всегда нужен был сад. Вот истина, оставшаяся непоколебимой за миллионы лет жизни человека на Земле».

Литература:

  1. Вайтфилд П., Пермакультура — что это? (470k). Пер с англ., СПб, 1993г.;
  2. Гилман Р., Экодеревни и устойчивые поселения (отрывок). Пер. с англ., М., 2000г.; (Вся книга в формате .doc - 134k)
  3. Докучаев В.В., Дороже золота русский чернозем, Сост. Г.В. Добровольский, М. 1994г.;
  4. Жирмунская Н. М., Огород без химии. М., 2004г.;
  5. Жирмунская Н. М., Хорошие и плохие соседи на огородной грядке. (62k) М., 1996г.;
  6. Жирмунская Н. М., Экологически чистое земледелие на садовом участке. М., 1996г.;
  7. Иванцов Д.В. Агротехника природного земледелия. К., 2008г.
  8. Игонин А. М., Как повысить плодородие почв в десятки раз с помощью дождевых червей. (10k), М., 1995 г.;
  9. Карпук С.Ю. Год на участке. Опыт органического земледелия. Днепропетровск, 2007г.
  10. Концепция СозиДательного ЗемлеДелия, Всероссийское движение "Звенящие кедры России", (39k)
  11. Курдюмов Н.И., Умный сад. Умный огород. Ростов-на-Дону, 2000г.;
  12. Курдюмов Н.И., Мастерство плодородия. Ростов-на-Дону, 2004г.
  13. Лавров Н., О пользе сорняков на садовом участке, (4k)
  14. Левшунов Г., Научное обоснование 1 гектара, Статья ученого-агронома из Гомеля, www.anastasia.ru/article104.html;
  15. Литвинова Т., Растения—друзья, растения—враги. Что с чем сажать в саду и огороде. М., 2003г.;
  16. Мазуркевич В.Н., От коллективного садоводства к экологическим поселениям. Минск, 2001г.;
  17. Мегре В.Н., Серия "Звенящие кедры России", М. 2004г.
  18. Моллисон Б., Введение в пермакультуру. (400k). Пер с англ., Минск, 2003г.;
  19. Моргун Ф.Т., Поле без плуга. (44k). Харьков. Прапор, 1981г.;
  20. Овсинский И. Е., Новая система земледелия. Киев, 1899 г.
  21. Повестка дня на 21 век. Всемирная стратегия устойчивого развития ООН. Рио-де-Жанейро, 1992г.;
  22. Пфайффер Э.Е., Плодородие земли, его поддержание и обновление. Калуга, 1994г.
  23. Сергеева А.Ф. Урожай без химии. Ростов-на-Дону, 2001г.
  24. Сапронов А.С. Сотворим с Любовью, или как обустроить своё поместье. К., 2006
  25. Сафронов О.В., Родовое поместье. М., 2007г.;
  26. Слащинин Ю.И., Разумное земледелие. М., 2002г.;
  27. Тюрюканов А. Н., д.б.н., О чем говорят и молчат почвы. М., 1990г.;
  28. Фокин В.В., К земле с наукой. Из 7-летнего опыта нетрадиционного огородничества. 2003г.;
  29. Фукуока М., Революция одной соломинки (130k). Пер. с англ., М., 1995г.;
  30. Шаблин П.А., Эффективные микроорганизмы — надежда планеты. М., 2000г.;
  31. Швебс Генрих. Алхимия земледелия. Одесса, 2001г.
  32. Хольцер Зепп. Аграрий-революционер. Орёл, 2008г.
  33. Экологическая доктрина Российской Федерации, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р (18k).
 
Главная Экологическая жизнь людей Альтернативное земледелие
Google+