Финансирование для сектора водоснабжения — искажения и предвзятый подход Печать
Питьевая вода и санитария - Вода не должна быть средством наживы
05.10.09 19:20

А. Многостороннее финансирование и его условия

Б. Кредиты предоставляются только частному сектору

В. Поощряется прибыль, а не эффективность

Г. Искажение государственного финансирования

Международные финансовые институты, такие как Всемирный банк, поощряют вовлечение частного сектора в сферу водоснабжения и канализации и рассматривают это как магистральную линию.

Политика многосторонних институтов в области финансирования проектов в секторе водоснабжения и канализации приводит к серьезным искажениям в структуре возможных альтернатив. К этим искажениям относятся:

  • Введение требования приватизации водоснабжения и канализации в качестве условия для кредитования;
  • Финансирование транснациональных корпораций, даже в случае наличия эффективных государственных предприятий;
  • Основное внимание уделяется обеспечению прибыльности для транснациональных корпораций, а не вопросам эффективной работы или общественой подотчетности.

А. Многостороннее финансирование и его условия

Условия для выделения кредитов или для облегчения долгового бремени приводят, по сути, к требованию приватизации сферы водоснабжения и канализации.

  • В 1999 г., Мозамбик был вынужден приватизировать службы водоснабжения и канализации в качестве одного из условий доноров и финансовых организаций для предоставления кредита на сумму 117 млн. долларов для улучшения этих служб. Приватизация была также одним из условий облегчения долгового бремени Мозамбика.
    К вовлеченным организациям относились Всемирный банк, Африканский банк развития, правительство Голландии и Европейский Союз. Городские службы водоснабжения и канализации были приватизированы за 2,5 млн. долларов и перешли к консорциуму, возглавляемому компанией SAUR (дочерняя компания корпорации Buygues), которая рассчитывает получать от этих концессий примерно по 9 млн. долларов прибыли в год.
  • Похоже, что приватизация стала более важной задачей чем борьба с коррупцией. В Кении, например, острой критике подвергались МВФ и Всемирный банк, которые возобновили предоставление помощи после приватизации компании водоснабжения и канализации в Найроби, несмотря на то, что правительство не предприняло никаких усилий для борьбы с коррупцией, что, как предполагалось, станет условием для предоставления кредита.

Б. Кредиты предоставляются только частному сектору

Многосторонние институты часто предоставляют финансирование только для частного сектора, несмотря на возможную эффективность альтернатив с участием государственного сектора.

  • Всемирный банк настоял на том, чтобы правительство Боливии искало подрядчиков частного сектора для инвестиций в водоснабжение и канализацию. В результате, в декабре 1997 г. правительство отказалось предоставить гарантии под кредит Всемирного банка на сумму 25 млн. долларов для финансирования инвестиционной программы кооператива SAGUAPAC несмотря на «его прекрасные показатели по использованию и выплате кредитов в прошлом». Сейчас Всемирный банк собирается оказывать техническую помощь для приватизации кооперативов водоснабжения и канализации в Боливии, включая и кооператив SAGUAPAC.
  • ЕИБ (Европейский инвестиционный банк) является одним из основных источников финансирования для водных проектов на всех континентах. При этом, однако, банк может поддерживать инвестиционные проекты за пределами Европы только при условии участия в проекте европейских транснациональных корпораций, что, соответственно, требует приватизации.
  • Самый первый кредит ЕБРР для служб водоснабжения и канализации в Восточной Европе был представлен не правительству, а транснациональной корпорации: «пакет финансирования на сумму 90 млн. долларов, включающий инвестиции в акции и кредиты для корпорации Lyonnaise des Eaux в поддержку запланированной инвестиционной программы французской водохозяйственной и телекоммуникационной группы для региона на общую сумму 300 млн. долларов».

(Всего за месяц до этого Терри Бодо ушел с поста вице-президента ЕБРР и занял должность директора Lyonnaise des Eaux по финансированию международных проектов).

В. Поощряется прибыль, а не эффективность

Многосторонние институты используют свое финансирование, чтобы обеспечить финансовую и политическую поддержку для приватизации и для обеспечения прибыли транснациональных корпораций, а не для обеспечения эффективности.

Предполагалось, что основное финансирование для «флагмана» приватизации водного сектора в Буэнос-Айресе поступит от транснациональных корпораций, которые обещали инвестировать в первый год 1 миллиард долларов. Однако, реальные инвестиции от Suez-Lyonnaise составили только 30 млн. долларов, а остальные средства поступили от МФК (агентства МБРР, которое привлекло кредиты от 115 до 250 млн. долларов и выделило 300 млн. долларов из своих средств), МБР (100 млн. долларов) и местных банков Аргентины.

ЕБРР был предоставлен кредит на сумму 22,7 млн. экю для рефинансирования 25% акций, приобретенных консорциумом, возглавляемым корпорацией Vivendi, в приватизированной Будапештской муниципальной канализационной компании (FCSM). Это было сделано для того, чтобы сократить инвестиционные расходы транснациональной корпорации и увеличить прибыль консорциума, а не для повышения эффективности работы FCSM. Другой заявленной целью этого кредита является «снижение политического сопротивления вовлечению частного сектора». При этом заключенный контракт по данной концессии не соответствует минимальным требованиям к прозрачности: документы, связанные с приватизацией FCSM, фактически держатся в секрете (к ним не имеют доступа даже чиновники городского совета), а заседания городского совета Будапешта по связанным с этим проектом вопросам проводились в закрытом режиме.

Г. Искажение государственного финансирования

На предпочтительность приватизации серьезно влияет и то, что продажа компании водоснабжения и канализации может существенно пополнить бюджет муниципалитета — несмотря на выгодность/невыгодность для службы водоснабжения и канализации.

  • В 1999 г. была продана половина акций компании Berlin Wasserbetriebe, несмотря на то, что компания эффективно работала и приносила прибыль — просто муниципалитет Берлина нуждался в средствах для выплаты долгов.
  • Точно такая же ситуация наблюдалась и в случае приватизации компаний водоснабжения и канализации в Чили — даже Всемирный банк признавал, что компания EMOS в Сантьяго является весьма эффективной коммунальной компанией — но в прошлом году она была приватизирована (по политическим и фискальным причинам).
  • В 1997 г., предпочтение было отдано предложению Layonnaise des Eaux и RWE по приобретению Будапештской компании водоснабжения и канализации, хотя предложенные цены были выше чем у конкурентов (успех был вызван тем, что компания Layonnaise des Eaux предложила выплатить дополнительно 3 миллиарда форинтов городскому совету).

Выводы

Кредитная политика многосторонних институтов поощряет приватизацию, без критического анализа возможных альтернатив. Транснациональные корпорации существенно зависят в своей деятельности от финансирования со стороны международного государственного сектора.

 
Главная Питьевая вода и санитария Статьи Вода в государственных руках Финансирование для сектора водоснабжения — искажения и предвзятый подход
Google+