Европейская интеграция в сфере охраны окружающей среды требует дальнейших реформ |
20.06.13 18:00 | |||
20 июня 2013, Киев — На пресс-конференции в УНИАН эксперты гражданского общества представили результаты мониторинга выполнения экологической составляющей двустороннего сотрудничества Украина-ЕС за 2012 год. Участие в пресс-конференции приняли сокоординаторы проекта Наталья Андрусевич, председатель правления Ресурсно-аналитического центра "Общество и окружающая среда", и Зоряна Мищук, исполнительный директор ВЭОО "МАМА-86" и координатор Рабочей группы 3 Национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства, а также Сергей Выхрист, эксперт Европейского ЭКО Форума. По мнению экспертов, уровень достигнутого прогресса является не слишком высоким. Учитывая приоритетность евроинтеграционного курса Украины, государственным органам Украины следует эффективней внедрять реформы в сфере охраны окружающей среды, соответствующие европейским нормам и стандартам. Рекомендации Верховной Раде Украины, соответствующим центральным органам исполнительной власти представлены в аналитическом документе Рабочей группы 3 Национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства, подготовленном в рамках проекта "Оценка экологической составляющей двустороннего сотрудничества между Украиной и ЕС" при поддержке Международного Фонда "Возрождение". Оценка реализации экологических приоритетов Повестки дня ассоциации Украина-ЕС, определенных на 2011–2012 годы, включала выполнение Стратегии государственной экологической политики и Национального плана действий по охране окружающей среды, законодательства в сфере доступа к информации, участия общественности, оценки воздействия, ряда международных конвенций и протоколов. Средний показатель выполнения этих приоритетов составляет 49,7%. Реализация Дорожной карты Восточного партнерства получила более высокие показатели, а именно 79%, что связано с активной подготовкой к процессу адаптации экологического законодательства и реализацией ряда проектов ЕС в области охраны окружающей среды. Наталья Андрусевич назвала главными причинами не слишком высоких оценок реализации обязательств неприоритетность вопросов охраны окружающей среды в государственной политике Украины, отсутствие комплексного подхода к реализации экологических обязательств в рамках двусторонних отношений, низкий уровень имплементации законодательства, планов, программ, стратегий, международно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды, слабость институционального подхода в реализации приоритетов. Зоряна Мищук отметила неоднозначный характер евроинтеграционного прогресса в экологической сфере. Так, важным сдвигом в 2012 году стало принятие базового плана адаптации экологического законодательства. В то же время значительное количество мероприятий Национального плана действий не было выполнено, в частности, из-за блокирования средств секторальной бюджетной поддержки, которую ЕС должен был предоставить Правительству, по причине невыполнения Украиной требований ЕС к управлению государственными финансами. Основной причиной "пробуксовки" экологических евроинтеграционных реформ, по мнению экспертки, является то, что государство рассматривает их как второстепенный вопрос, который относится к компетенции только Минэкологии, тогда как в ЕС ответственность за окружающую среду несут на всех уровнях власти и во всех секторах – промышленности, энергетике, транспорте, образовании и др. Исправлению ситуации должно способствовать принятие законодательства, которое внедряет нормы европейских сквозных директив, в частности по оценке воздействия на окружающую среду, стратегической экологической оценке, участию общественности в принятии решений, касающихся окружающей среды и т.д. Государственным органам Украины необходимо обратить внимание на выявленные экспертами проблемные вопросы охраны окружающей среды и принять необходимые меры для эффективной подготовки Украины к подписанию Соглашения об ассоциации. Эксперты подготовили свои рекомендации как это сделать в мониторинговом отчете, а также в сжатом виде в аналитическом документе, поддержанном Рабочей группой 3 "Окружающая среда, изменение климата и энергетическая безопасность" Национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства. Верховной Раде Украины, Министерству экологии и природных ресурсов, другим центральным органам исполнительной власти (Министерство иностранных дел, Министерство юстиции и др.) рекомендованы конкретные меры по формированию благоприятных условий для реализации экологического компонента двусторонних отношений Украина-ЕС в соответствии с их компетенцией и функциями. По мнению Сергея Выхриста, при разработке нового законодательства Украины в сфере охраны окружающей среды необходимо особое внимание обратить на вопрос соответствия такого законодательства нормам и стандартам ЕС, принимая во внимание, что будущее Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС в секторе охраны окружающей среды сосредоточено на вопросах адаптации. *** Целью проекта "Оценка экологической составляющей двустороннего сотрудничества между Украиной и ЕС", осуществляемого Ресурсно-аналитическим центром "Общество и окружающая среда" в рамках Рабочей группы 3 Украинской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства при поддержке Европейской программы Международного фонда "Возрождение", является повышение приоритетности вопросов охраны окружающей среды в двусторонних отношениях Украина-ЕС. Форум гражданского общества Восточного партнерства – это платформа общественных организаций из шести стран Восточного партнерства, стран-членов ЕС, европейских и международных сетей, созданная для участия гражданского общества в разработке, внедрении и оценке Восточного партнерства. В Украине действует Национальная платформа Форума, в рамках которой работают тематические Рабочие группы, в частности Рабочая группа 3 "Окружающая среда, изменение климата и энергетическая безопасность".
|