Угроза для демократии и окружающей среды Печать
Питьевая вода и санитария - Вода не должна быть средством наживы
05.10.09 19:23

1. Демократия

А. Отсутствие прозрачности и подотчетности

Б. Секретные контракты — транснациональные корпорации настаивают

2. Окружающая среда

А. Загрязнение

Б. Избыточный водозабор

1. Демократия

Для приватизированных водных концессий характерно сопротивление демократической подотчетности, а транснациональные корпорации систематически пытаются закрыть свои контракты от общественности под предлогом коммерческой тайны.

А. Отсутствие прозрачности и подотчетности

Недемократические правители

Соглашения о приватизированных водных концессиях часто являются результатом переговоров транснациональных корпораций с недемократическими политическими лидерами. Одним из таких примеров является концессия по водоснабжению и электроснабжению в Касабланке (Марокко), переговоры по которой проводились между транснациональными корпорациями и бывшим королем Хасаном II, без участия выборного городского совета Касабланки. В качестве другого примера можно привести водные концессии в Джакарте, которые были представлены военной диктатурой Сухарто (впоследствии были проведены новые переговоры).

Великобритания: секретные решения, отсутствие подотчетности на местном уровне

Заседания советов директоров компаний водоснабжения и канализации в Великобритании были открыты для общественности до тех пор, пока правительство Тетчер сделало такие заседания закрытыми в ходе подготовки к приватизации. Сейчас компании водоснабжения имеют в своих регионах монопольные концессии, но эти концессии предоставляются в соответствии с законом, а не предоставляются муниципалитетами как в остальных странах Европы. Таким образом, компании вообще не обязаны отчитываться перед выборными органами управления в регионе, ресурсы которого они эксплуатируют.

Франция: «характеризуется отсутствием прозрачности»

В 1997 г., в докладе Cour des Compes, национального аудиторского органа Франции, отмечалось, что переход к приватизации редко в полной мере оценивался городскими советами и что контракты сформулированы нечетко. В результате: «Отсутствие надзора и контроля за переданными государственными службами, усугубляющееся из-за отсутствия прозрачности, характерного для этой формы управления, привело к злоупотреблениям».

  • В докладе о водоснабжении и канализации в Париже, который готовился в феврале 2000 г., также отмечалось, что вся система, созданная в ходе приватизации служб водоснабжения и канализации Парижа в 1985 г., «характеризуется отсутствием финансовой прозрачности».
Б. Секретные контракты — транснациональные корпорации настаивают

Транснациональные компании обычно настаивают, чтобы контракты, в которых определяются их обязанности, были коммерческой тайной.

  • В контрактах с участием транснациональных компаний обязательно указывается, что никто не может даже ознакомиться с этими документами без предварительного разрешения корпорации. Типичным примером такого соглашения о секретности является контракт между WSSA (дочерняя компания Suez-Lyonnaise в Южно-Африканской Республике) и муниципалитетом Форт-Бьюфорт, в котором любому представителю общественности запрещается ознакомиться с контрактом без прямого разрешения Lyonnaise des Eaux: «2.2.2. Конфиденциальность: настоящая документация была подготовлена исключительно подрядчиком (WSSA) и не должна раскрываться третьим сторонам без письменного разрешения подрядчика».
  • Документы, связанные с приватизированной Будапештской канализационной компанией, где транснациональной корпорацией является Vivendi, держатся в секрете даже от членов городского совета. Заседания городского совета Будапешта по вопросам, связанным с этой компанией, проводятся в закрытом режиме. Все это происходит несмотря на то, что приватизация финансировалась ЕБРР, который утверждает, что его задачей является обеспечение «справедливого баланса» интересов потребителей и интересов муниципальных властей и частного сектора.
  • Контракт, заключенный городским советом Гданьска и SAUR в 1992 г. оказался настолько неудачным, что уже через год пришлось проводить новые переговоры. Новый вариант контракта, тем не менее, также закрыт для общественности.

2. Окружающая среда

Приватизация водного сектора может оказать негативное воздействие на окружающую среду двумя путями:

  • Повышенное загрязнение и ущерб для окружающей среды из-за снижения расходов на меры безопасности.
  • Увеличение водозабора и потребления воды для повышения рентабельности.
А. Загрязнение
  • Крупная экологическая катастрофа произошла в Пуэрто-Рико, где система водоснабжения находится под контролем корпорации Vivendi. Местные жители подают судебные иски против транснациональной корпорации, допустившей переполнение водохранилища, которое было разрушено ураганом.
  • Все приватизированные компании водоснабжения Великобритании неоднократно признавались виновными по многочисленным обвинениям о загрязнении окружающей среды. За период с 1989 по 1997 гг. было вынесено более 250 обвинительных заключений по случаям загрязнения.
  • Французские компании также часто нарушают закон и у себя дома. В 1994 г., компания Generale des Eaux (принадлежащая корпорации Vivendi) была признана виновной в том. что в течение полутора лет она поставляла непригодную для питья воду, содержащую нитраты и пестициды в сверхнормативных концентрациях.
Б. Избыточный водозабор

Все большее количество приватизированных схем водоснабжения связано с мерами увеличения водозабора при помощи строительства плотин и водохранилищ.

  • Частные подрядчики используют схемы оптового водоснабжения, предусматривающие контракты типа «потребляй или плати», которые позволяют получать гарантированную прибыль, требуя определенного уровня потребления воды независимо от фактической потребности. Одним из таких примеров является компания водоснабжения BOT в Шеньджу (Китай) с участием Vivendi и с финансированием со стороны Азиатского банка развития.
  • Масштабный водный проект в горах Лесото связан с высокой коммерческой заинтересованностью в продаже воды в ЮАР, несмотря на интересы охраны окружающей среды и на интересы потребителей: «для потребителей в Иоганнесбурге плата за этот проект будет означать резкое повышение отпускной цены на воду. Более того, повышение отпускной цены на воду для муниципалитетов на 35% за период с 1995 по 1998 гг. в значительной степени связано именно с этим проектом...».
  • После приватизации водоснабжения в Англии и Уэльсе в 1989 г., за несколько лет из-за избыточного водозабора пересохли 20 водоемов. В 1998 г. компания Essex & Suffolk Water (дочерняя компания корпорации Suez-Lyonnaise des Eaux) была признана виновной в незаконном избыточном заборе воды на пяти объектах в графстве Суффолк в течение трех лет. «Компания признала 27 обвинений в незаконном водозаборе, кроме того рассматриваются еще 233 других обвинения».
 
Google+