Искажение приоритетов развития Печать
Питьевая вода и санитария - Вода не должна быть средством наживы
05.10.09 19:25

А. Приватизация водоснабжения и канализации вступает в конфликт с местными задачами

Б. Гарантии как долговые обязательства

В. Стратегия транснациональных корпораций и местные приоритеты

Вовлечение частного сектора в водоснабжение и канализацию может становиться препятствием для достижения целей развития. Это происходит тогда, когда:

  • Потребители платят больше, а качество услуг снижается.
  • Коммерческие соображения приводят к искажению приоритетов развития, таких как охват услугами водоснабжения и канализации бедных городских районов.
  • Гарантии рентабельности, предоставляемые правительствами и местными органами власти транснациональным водным компаниям по сути являются долговыми обязательствами.
  • Стратегия транснациональных корпораций приводит к тому, что инвестиции в местные системы водоснабжения и канализации используются в спекулятивных целях — для перекрестного субсидирования деятельности в других странах и в других сферах.

А. Приватизация водоснабжения и канализации вступает в конфликт с местными задачами

Тукуман, Аргентина: Завышенная плата за снижение качества услуг

В 1995 г., компания Aguas del Aconquija (дочерняя компания корпорации Generale des Eaux) получила концессию на 30 лет на водоснабжение в провинции Тукуман. Хотя после получения концессии тарифы на воду удвоились, компания не провела обещанную инвестиционную программу, а поставляемая вода «стала коричневой». После того, как большинство потребителей отказались оплачивать счета, компания расторгла контракт и службы водоснабжения и канализации вновь перешли под государственный контроль. Впоследствии корпорация Vivendi подала иск на сумму 100 млн. долларов против правительства. В настоящее время этот иск рассматривается арбитрами ICSID (Международный центр разрешения инвестиционных споров).

Буэнос-Айрес, Аргентина: перекрестное субсидирование как условие расширения

Компания Aguas Argentinas, приватизированная компания водоснабжения и канализации большого Буэнос-Айреса, не смогла собрать необходимые средства для расширения сети водоснабжения в бедных кварталах; в результате компания понесла убытки а размере 60 млн. долларов. После этого компания применила перекрестное субсидирование, повышая тарифы для всех потребителей на 2-4 доллара каждые два месяца, чтобы покрыть «социальные» затраты на расширение. Потребители оспаривают законность такого повышения цен.

Зимбабве: инвесторы отказываются от водного проекта

В декабре 1999 г., британская компания Biwater отказалась от реализации масштабного водного проекта в Зимбабве, поскольку этот проект не мог обеспечить уровень прибыли на вложенный капитал, которого требуют частные инвесторы. Как заявил менеджер компании: «Инвесторы должны быть уверены в получении разумной прибыли. Мы рассматриваем вопрос о том, что представляют собой конечные потребители и способны ли они платить по тарифам. С социальной точки зрения проекты подобного рода жизнеспособны, но с точки зрения частного сектора это к сожалению не так».

Б. Гарантии как долговые обязательства

В случае инфраструктурных проектов, таких как проекты в области водоснабжения, использование приватизации для финансирования инвестиций больше напоминает кредиты, а не приобретение акций. Правительство может быть вынуждено платить независимо от того, необходимо водоснабжение или нет, могут устанавливаться фиксированные цены в долларах, чтобы свести к минимуму риск, связанный с возможным изменением валютного курса. Инвесторы почти не берут на себя риска, связанного с зависимостью цены от спроса или с валютным курсом. Практически весь риск берет на себя принимающая страна. В отличие от кредитных соглашений, для сделок подобного рода меры облегчения долга не используются. С финансовой точки зрения, маловероятно, чтобы это был наиболее дешевый метод финансирования инфраструктурных инвестиций.

Кроме того, в рамках соглашений «строительство-эксплуатация-передача» государственные органы развивающихся стран часто должны принимать на себя обязательства закупать оптовые объемы воды независимо от возможной величины спроса в будущем. Когда соглашения «строительство-эксплуатация-передача» сопровождаются еще и контрактами «потребляй или плати», государственные органы гарантируют доходы транснациональных компаний за счет налогоплательщиков/потребителей.

  • Недавно корпорации Vivendi и Marubeni получили многостороннее финансирование для реализации соглашения «строительство-эксплуатация-передача» в Шеньджу (Китай). В рамках этого соглашения местный муниципалитет будет покупать воду по контракту «потребляй или плати».

Подобные меры используются и в рамках водных концессий в странах с переходной экономикой, где компании перекладывают возможные потери на налогоплательщиков. Например, в Пекше и Сегеде (Венгрия) и в Пльзене (Чешская Республика) в контрактах по концессиям предусматривается, что если тарифы не будут достаточно велики, чтобы обеспечить доход от эксплуатации, то убытки компаний будут покрываться муниципалитетами.

В. Стратегия транснациональных корпораций и местные приоритеты

Крупнейшие водные транснациональные корпорации имеют интересы и за пределами сектора водоснабжения и канализации. В случае, если доходы от водных концессий инвестируются в других странах или на операции другого рода, то местные приоритеты развития могут оказаться под угрозой.

  • Наглядным примером использования мирового сектора водоснабжения и канализации в качестве «дойной коровы» для финансирования других направлений деятельности является корпорация Vivendi. В январе 2000 г. эта корпорация заявила, что общая задолженность промышленной группы (16,5 млрд. евро) будет отнесена на счет предприятий водоснабжения, энергетики, обработки отходов и транспорта (так называемая «экологическое подразделение»), а телекоммуникационное подразделение долгов иметь практически не будет. Если учесть величину объема продаж «экологического подразделения» в 1999 г. (22,2 млрд. евро), то эта задолженность по сути станет дополнительным сбором в 4% за услуги по водоснабжению, переработке отходов и транспорту с каждого потребителя корпорации во всех регионах мира.
 
Google+