Совместное совещание по участию общественности в процессе принятия решений: в центре внимания Вода и Здоровье Друк
Водоспад новин - Водоспад новин. Випуск 2.
Вівторок, 03 липня 2012, 13:01

6–8 июня 2012 года в Женеве состоялось Совместное совещание по участию общественности в процессе принятия решений в области воды и здоровья, организованное под эгидой Специальной рабочей группы по участию общественности (УО) в процессе принятия решений к Орхусской Конвенции и Встречи Сторон Протокола по проблемам воды и здоровья, при содействии Министерства экологии и лесного хозяйства Румынии и WECF. В совещании приняло участие около 40 участников: эксперты, представители правительственных структур и НПО, бизнеса и науки Европейского региона.

6 июня на открытии сессии под председательством Аны Драпа (Ana Drapa), члена Бюро Протокола по проблемам воды и здоровья, представителя Министерства экологии и лесного хозяйства Румынии, а также Филипа Кёрни (Philip Kearney), Председателя Специальной рабочей группы ( СРГ) по участию общественности в процессе принятия решении (PPDM — public participation in decision-making).

Филип Кёрни представил Орхусскую Конвенцию (ОК) и проект рекомендаций Орхусской Конвенции по участию общественности в принятии экологических решений. Сегодня 44 страны являются сторонами ОК, которая является сердцем отношений между общественностью и органами власти. Основной сегодняшней задачей внедрения ОК является вовлечение общественности в мониторинг работы власти и развитие механизмов подотчетности власти перед общественностью. Экологические проблемы решаются наиболее эффективно при участии ответственности. 3 столпа ОК: доступ общественности к информации, УО в процессе принятия решений и доступ к правосудию по экологическим вопросам. По каждому из этих компонентов Конвенции созданы Специальные рабочие группы (СРГ) ОК, разрабатывающие инновационные инструменты соблюдения ОК. СРГ по УО работает над осуществлением Рабочего плана, разработанного на Первом совещании Сторон (СС) Орхусской Конвенции. Сейчас объявлен глобальный сбор примеров практик по УО: форма предоставления информации размещена на веб-сайте. СРГ по УО в данное время готовит проект по УО, открытые консультации по которому вошли в повестку данного совещания 7 и 8 июня. Сроки подачи комментариев — 2 июля 2012 года. Планируется проведение трехдневного семинара по ядерной тематике в март 2013 года в Люксембурге.

Ана Драпа представила Протокол по проблемам воды и здоровья. В настоящее время 25 стран являются сторонами Протокола. Есть 3 ключевых элемента Протокола: установление целей, мониторинг и соблюдение. Среди главных проблем — привлечение общественности, доступ к информации по безопасности воды, образование.

Анке Сток, WECF, представила Руководство по УО в соответствии с Протоколом, которое находятся в стадии разработки, основы которого были наработаны во время семинара по УО по Протоколу в июне 2011 года в Румынии. Задача состоит в том, чтобы разработать систему реагирования. Проект Руководства будет подготовлен позже и разослан. Он будет включать структуру, основные проблемы, примеры практик, указания: основной проблемой остается вовлечение общественности в процесс принятия решений: установление целей, внедрение, отчетность на основе регулярной оценки прогресса. Существуют также несколько сквозных вопросов, как гендерные аспекты и определение участников процесса.

Шанталь Демилекампс, Секретариат Протокола, представила вопрос по взаимодополняемости ОК и Протокола. Протокол был разработан под влиянием ОК. Протокол открыт для УО, включает общие и практические положения по УО и доступу общественности к информации. Общие положения, связанные со статьей 4.5 по водному законодательству, доступу к информации и доступу к правосудию. Операционные статьи Протокола связаны с нормами по УО в установлении целей, разработке планов реализации, обзоре прогресса; подготовке отчета. У Протокола есть Комитет по соблюдению, уже разработано руководство по коммуникациям со стороны общественности.

Фиона Маршалл, Секретариат ОК, представила УО по ОК в соответствии с положениями которой «Каждая сторона должна сделать разработать соответствующие практические и другие механизмы УО». На сегодня, разработана пошаговая модель осуществления УО, которая имеет 7 шагов с учетом соответствующего уведомление (с учетом сроков и формы информирования) сбор комментариев, консультации, проведение слушаний, обеспечение должного учета общественных комментариев; оперативное информирование о принятом решении. Среди инструментов усиления выполнения обязательств существуют предупреждения и санкции для страны, которая не работает по соблюдению ОК.

1 Сессия «Основные преграды обеспечения общественного участия на всех уровнях» включала 4 презентации:

Николя Бекюве (Nicolas Becuwe), TNS Opinion, Бельгия, проект «Евробарометр» по исследованию отношения европейцев к вопросам, связанным с водой: фоновый опрос, сделанный с помощью телефонного опроса в марте 2012. В опросе приняли участие 27 стран-членов ЕС, опрошено приблизительно 25 500 человек. Для 70% вопрос воды является важным, особенно химическое загрязнение. Были обнаружены конкретные проблемы с водой в некоторых странах, а также были выяснены основные угрозы, связанные с водой.

Сергей Выхрыст представил «Ключевые проблемы эффективного УО» от имени Европейского Эко-Форума — Коалиция общественности, в состав которой около 200 НПО. Четкие процедуры — основа эффективности УО.

Шанид О’Бриен (Sinead O’Brien) и Харриет Эмерсон (Harriet Emerson), SWAN, Ирландия, представили свой опыт по УО в управлении водными ресурсами Ирландии. SWAN — коалиция НПО, внедряла шаг за шагом модель УО в разработки планов управления речными бассейнами. Основными проблемами УО были слабая культура УО, отсутствие понимания УО властями, отсутствие практики УО в водном секторе, отсутствие эффективных знание, рабочих рамок, опыта и навыков УО.

Лидия Гулузада, TETA “Kharzri”, Азербайджан, сделала доклад на тему «Главные проблемы участия общественности в двух проектах по водоснабжению в Северных регионах и Баку» об успешном примере проведения общественных слушаний по ОВОЗ проекта по водоснабжению в Баку и регионах, а также должного учета властями комментариев общественности в окончательном решении.

2 Сессия была посвящена теме « Специальные вопросы участия общественности в процессе осуществления Протокола по проблемам воды и здоровья, в том числе, в отношении создания национальных координационных групп/комитетов, установления целей и сроков, разработки интегрированных стратегий, оценки прогресса и подготовки отчетов».

Сессия включала Панельную дискуссию по вопросам ОУ в процессе установления целей, к Протоколу с участием 3 докладчиков: Дианы Челак (Diana Celac), Министерство окружающей среды, Республика Молдова, Татьяны Синяевой, Эко-ТИРАС, Республика Молдова, и Анны Цветковой, ВЭОО «МАМА-86», Украина. В ходе обсуждений поднимались вопросы по состоянию осуществления Протокола, УО в установлении целей, основные проблемы, результаты и уроки УО в процессе осуществления Протокола.

Биляна Филипович (Biljana Filipovic), Министерство охраны окружающей среды, горнодобывающей промышленности и территориального планирования, Сербия, сообщила о «Повышении осведомленности о Протоколе по проблемам воды и здоровья». Она подчеркнула активное участие молодежи в осуществлении Плана действий по Здоровью детей и окружающей среды (CEHAP) и в продвижении Протокола, участие городских властей, СМИ, активной роли Минприроды в работе по ратификации Протокола, которая запланирована на 2012 год.

На этой сессии Аидой Искоян, Министерство охраны природы Армении, были представлены вопросы об обеспечении УО в подготовке национальных докладов по осуществлению Орхусской Конвенции в Армении, второй доклад Жана Бенуа Шаррин (Jean Benoit Charrin), Waterlex, Швейцария был посвящен Конвенции о правах человека и опыте применения механизмов защиты прав человека.

Сессия также включала работу в рабочих группах по вопросам УО для выявления проблем и разработки рекомендаций по 4 вопросам: определение и выявление общественности для участия, уведомление общественности и организация доступа ко всей необходимой информации, сбор общественного мнения, учет результатов общественного участия.

Доклады малых рабочих групп были сделаны 7 июня до начала работы сессии.

3 сессия на тему «Развитие потенциала гражданского общества / НПО, органов государственной власти, и поставщиков услуг для повышения УО» включала 2 вопроса-темы:

Тема 1: структурные инструменты для обеспечения эффективного УО:

Лиз Смит (Liz Smith), ЕБРР представила Руководство по доступу к информации и УО для частных компаний, предоставляющие коммунальные услуги. ЕБРР планирует разработать муниципальные стратегии по развитию инфраструктуры для стран, а также руководящие принципы для бизнеса в сфере коммунальных услуг по вопросам информирования общественности и УО.

Петр Эмерсон, Институт де Борда, Ирландия представил УО при принятии многофакторных решений.

Мюриэль Андрие Семмел, Регионального агентства по здравоохранению РАСА, Франция представила опыт организации УО в разработке регионального плана в области здравоохранения и окружающей среды для региона Прованс-Альпы-Лазурный берег (РАСА).

Григол Абрамия, Международный центр по исследованию окружающей среды представил идею создания Южно-Кавказского Общественного центра по приоритетным проблемам воды и здоровья, как модель для продвижения УО по теме воды и здоровья.

Тема 2: Практические методы для содействия эффективному УО:

Эльвира Марчидан, Национальная администрация «Apele Romania», представила хорошие практики УО в Румынии на примере УО в Планах управления бассейном реки Дунай, осуществлении Директивы ЕС по нитратам, проведение кампаний по празднованию Дня Дуная, информирование и просвещение заинтересованных сторон.

Опыт работы по УО в Беларуси презентовал представитель Орхусского центра в Беларуси (примеры по общественной информации в случае загрязнения рек, УО в Планах управления речными бассейнами в реке Западная Двина).

Анке Сток, WECF, представила опыт организации WECF в странах ВЕКЦА по вовлечению меньшинств и маргинализованных групп в процессы принятия решений по вопросам воды, развитию практических инструментов УО (фокус на сельских общинах в регионе ВЕКЦА, работа с женщинами, молодежью).

Эмма Анакхасян, AWHHE, Армения представила опыт УО по проблемам воды и здоровья в Армении и идеи по дальнейшему вовлечению общественности в Протокол.

Артур Вахитов, ЭКО-Форум, Узбекистан, представил опыт повышения УО в процессе принятия решений, связанных с водой и здоровьем в Узбекистане.

Сессия 4 была посвящена открытым консультациям по проекту Рекомендаций к Орхусской Конвенции по УО в процессе принятия решений по экологическим вопросам. Проект документа был представлен специальным экспертом Ежи Ендроской и в течение 3 часов участники давали комментарии и уточняли текст проекта.

Третий день совещания включал работу в 2-х параллельных сессий:

Первая сессия была посвящена оценке положений Орхусской Конвенции по УО в принятии решений, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, в том числе, вопросы учета результатов УО в окончательном решении и вопросу дальнейшего развития этих вопросов.

Вторая сессия была посвящена вопросам Протокола по проблемам воды и здоровья и прошла в виде совещания Редакционной группы по Руководству / пособию по участию общественности в принятия решений в рамках Протокола: обсуждение и согласование плана Рекомендаций / пособия, содержание, основные сообщения и распределение работы.

Более подробная информация и презентации совещания:

http://www.unece.org/env/pp/meetings/tfppdm2_pwh.html

http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/pp/ppdm/Provisional_agenda_RU.pdf

 
Google+