Плата за услуги экосистем как инструмент внедрения Водной Конвенции Друк
Водоспад новин - Водоспад новин. Випуск 3.
Вівторок, 07 серпня 2012, 18:16

Согласно Статьи 2 Водной Конвенции (http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/water/pdf/waterconr.pdf), Стороны обязаны принимать все необходимые меры для охраны и, при необходимости, восстановления экосистем. Положения Конвенции не ограничиваются трансграничными экосистемами.

Экосистемы предоставляют множество услуг, которые имеют фундаментальное значение для надлежащего состояния окружающей среды и социально-экономического развития. Хотя спрос на эти услуги, включая обеспечение чистой пресной водой, постоянно растет, способность экосистем предоставлять такие услуги сдерживается непрерывно нарастающей их деградацией, что снижает перспективы устойчивого развития.

Водная Конвенция предусматривает широкий спектр мер, направленных, в том числе и на охрану и восстановление экосистем. Эти меры предполагают установление целевых показателей качества воды и критериев, разработку программ согласованных действий по сокращению загрязнения и т.д. Качество и количество воды являются важными элементами в обеспечении защиты и сохранения экосистем.

Плата за экосистемные услуги (ПЭУ) являются инновационным инструментом для защиты и совершенствования услуг, оказываемых экосистемами. Он предназначен для стимулирования землепользователей — получателей услуг и направлен на поддержание непрерывности и улучшение предоставления услуг экосистемами с пользой для конкретного пользователя или общества в целом.

Для предоставления передового опыта и оказания помощи в принятии решений органам власти всех уровней (глобальном, региональном, трансграничном, национальном и местном) в реализации ПЭУ Стороны Водной Конвенции приняли Рекомендации, касающиеся платы за услуги экосистем в контексте комплексного управления водными ресурсами (http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/water/publications/documents/ece-mp-wat-22-Rus-final.pdf) на 4 Совещании Сторон в Бонне, 20–22 ноября 2006). Основная цель этого документа — предоставить рекомендации по разработке и использованию ПЭУ для реализации ИУВР путем содействия охране, восстановлению и устойчивому использованию водных экосистем на всех уровнях: от местного до трансграничного. Рекомендации содержат ряд мер, направленных на охрану и улучшение услуг экосистем, связанных с водой: леса, водно-болотные угодья, пастбища и сельскохозяйственные земли.

Эти услуги включают услуги экосистем, связанные с количеством воды, например, защита от наводнений и регулирование стока (сток, инфильтрация, удержание и накопление), которые предоставляются с помощью лесов, ресурсосберегающего земледелия и восстановлением пойм рек. Они также включают услуги экосистем, связанные с качеством воды, такие как снижение загрязнения воды, которое достигается путем создания лесов, управления лесным хозяйством и охраной лесов, экстенсификации (сельскохозяйственного) землепользования, комплексной борьбой с вредителями, введения квот на загрязнение, а также преобразования или восстановления природного растительного покрова. Другая часть услуг экосистем, связанных с качеством воды, касающиеся очистки воды, может быть предоставлена путем восстановления или создания новых водно-болотных угодий.

В Рекомендациях описаны примеры схем ПЭУ, включая один из них — Стратегия по нитратам Швейцарии. Для уменьшения загрязнения водоносных горизонтов нитратами, в Швейцарии была разработана схема ПЭУ для изменения практики управления в сельском хозяйстве, которая выходила за рамки существующих правовой базы и рекомендаций надлежащих сельскохозяйственных практик. Для достижения этой более жесткой цели, фермерам выплачивается от 130 евро за гектар в год для принятия мер в «открытой культуре» в сельском хозяйстве, до 1250 евро для улучшения лугов. Финансирование поступает от Федерального правительства, швейцарских Кантонов и предприятий водоснабжения, так как все они выигрывают от снижения уровня загрязнения подземных вод — источника питьевой воды.

С целью демонстрации применимости схем ПЭУ к вопросам управления водными ресурсами, получения практического опыта и помощи внедрению схем ПЭУ Стороны Водной Конвенции инициировали ряд пилотных проектов, в том числе в бассейне реки Чон-Аксуу, Иссык-Кульской области Кыргызстана и в верхней части реки Раздан в Армении.

Больше можно прочитать в:

  1. Тематическом выпуске журнала «Наука для политики в области охраны окружающей среды» (Science for Environment Policy) (http://ec.europa.eu/environment/integration/research/newsalert/index_en.htm) на английском языке. Тематический выпуск по исследованиям в области ПЭУ и эффективным схемам ПЭУ опубликован в марте 2012: http://ec.europa.eu/environment/integration/research/newsalert/pdf/30si.pdf
  2. Презентация о пилотном проекте «Механизм ПЭУ в бассейне реки Чон-Аксуу, Кыргызстан», на русском языке: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/water/cadialogue/docs/Almaty_Oct2010/Rus/Strikeleva_PES_Rus.pdf
  3. Представление схемы ПЭУ в верхней части пилотного бассейна реки Раздан, Армения (резюме на русском языке): http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/water/npd/Report_on_PES_in_Armenia_Eng.pdf
  4. Плата за экологические услуги: первая глобальная инвентаризация схем водоснабжения для городов. Английский язык. 2011. http://www.fao.org/nr/water/down/PES_Water_for_Cities.pdf
  5. IWA Water Wiki. Плата за услуги бассейнов рек. Английский язык. http://www.iwawaterwiki.org/xwiki/bin/view/Articles/Paymentsforwatershedservices#HRelatedPublications
 
Google+