Посадовці ПАРЄ у межах повноважень відреагували на звернення громадськості щодо невідповідності Харкова статусу лауреата Європейського Призу |
Новини - Тема: Вирубка парку ім. Горького у Харкові | ||||
Середа, 01 вересня 2010, 15:25 | ||||
23 серпня на спеціально скликаній 47-й позачерговій сесії Харківської міської ради Президент Парламентської Асамблеї Ради Європи (ПАРЄ) Мевлут Чавошоглу і мер Анкари Меліх Гьокчек вручили Приз Європи виконувачу обов’язків Харківського міського голови, секретарю міської ради Геннадію Кернесу. Нагадаємо, що нагорода за внесок у розвиток європейської співпраці була присуджена Харкову 29 квітня, напередодні розгортання війни громадянського суспільства України проти свавілля харківської влади під час спорудження дороги в парку імені Горького. Наголосимо, що рішення про початок будівельних робіт з врахуванням травневих свят (1–10 травня) було прийняте одразу після присудження нагороди. Це підтверджує, що харківська міська влада наперед прагнула зміцнити власні позиції та, використовуючи нагороду ПАРЄ, відвернути увагу від протизаконних дій. Численні порушення прав громадянина та європейських свобод під час будівництва стали причиною звернень до керівництва ПАРЄ, зокрема листа лідерів організацій громадянського суспільства, експертів та громадян України до високопосадовців Парламентської Асамблеї Ради Європи із проханням позбавити Харків Європейського Призу 2010. Напередодні візиту делегації ПАРЄ до Харкова автори звернень отримали відповіді посадовців. Зокрема Аксель Фішер, Голова Підкомітету ПАРЄ щодо Європейського Призу, відзначив, що рішення про присудження призу м. Харкову було прийняте 29 квітня після ретельного розгляду заявок шляхом анонімного голосування членів Комітету. Однак, пан Фішер запевнив, що під час вручення призу 23 серпня скористається нагодою обговорити питання з місцевою владою Харкова. Алексій Лотман, Голова Комітету довкілля, сільського господарства та місцевих і регіональних справ ПАРЄ, надіслав електронну відповідь і запевнив у тому, що докладе максимум зусиль, аби відтворити правдиву картину подій. Також він припустив, що Комітет організує присвячені цьому питанню громадські слухання. Місяцем раніше Президент ПАРЄ Мевлут Чавушогли у відповідь на звернення харківської організації «Зелений Фронт» підкреслив, що не може піддавати сумнівам рішення, ухвалене із дотриманням затвердженої Комітетом довкілля, сільського господарства та місцевих і регіональних справ ПАРЄ процедурою. Водночас він пообіцяв обговорити порушені питання під час зустрічі з місцевою владою Харкова. Члени делегації ПАРЄ на чолі з Головою Підкомітету щодо Європейського Призу Акселем Фішером дотрималися обіцянки і під час візиту до Харкова зустрілися із представниками харківської громадськості, зокрема екологічної групи «Печеніги», «Зеленого фронту», Молодіжної правозахисної групи тощо. Під час двостороннього діалогу делегатам ПАРЄ була передана низка документів, зокрема довідка, підготовлена ЕГ «Печеніги», про порушення норм екологічного законодавства України та Оргуської конвенції при спорудженні дороги через парк Горького. Європейська сторона заявила, що вкрай здивована ситуацією, яка виникла, адже такий інцидент трапився вперше за історію конкурсу (Приз Європи присуджується муніципалітетам з 1955 року). Додатково загострив ситуацію факт, що під час будівництва дороги було знайдене велике захоронення німецьких солдат часів Другої світової війни. Будівельники, керуючись рішенням міської влади, залишили останки під полотном новозбудованої дороги, що викликало обурення німецьких представників делегації ПАРЄ. Делегати іще раз наголосили на неможливості відмінити нагородження Харкова внаслідок відсутності такої процедури, однак запевнили, що документи, підготовлені громадськими організаціями міста, будуть передані на розгляд до Комітету довкілля, сільського господарства та місцевих і регіональних справ ПАРЄ, а питання розглядатиметься позачергово. Зважаючи на харківський прецедент, ВЕГО «МАМА-86» вважає за необхідне ініціювати внесення змін до процедури присудження Європейського Призу, які б дозволяли відкликати нагороду. ВЕГО «МАМА-86» висловлює повагу та щиро дякує усім організаціям, експертам та громадським діячам, які підтримали Звернення та стали на захист європейських цінностей в Україні. Також ВЕГО «МАМА-86» дякує офісу Ребекки Хармс, Голови фракції Партії Зелених у Європейському Парламенті, за допомогу в налагоджені безпосередніх контактів із посадовцями та Секретаріатом ПАРЄ.
# 42/08-10 від 24.08.10 Справка о нарушении Харьковским городским советом норм национального экологического законодательства и положений Орхусской конвенции при сооружении дороги через Парк им. Горького
Стратегия Харьковского горсовета в обращении с зелеными зонами города — сокращение их площади более чем на 300 га — якобы из-за их избытка. 1. Реализация данного проекта увеличит загазованность города. Сооруженная дорога через Парк Горького начинается от ул. Динамовская и Новгородская, с которыми образует тройной перекресток, а заканчивается на ул. Сумской, к которой примыкает под прямым углом и создает Т-образный перекресток (см. Приложение 3 — выдержку из «м. Харків. Коригування схеми плану червоних ліній магістральних вулиць». Такое размещение дороги не только не разгрузит транспортные потоки в городе, а неизбежно приведет к образованию «пробок» в ее начале и конце. Поскольку наибольшее количество выбросов автотранспорт делает на холостом ходу, это приведет к загрязнению атмосферы города. 2. При подготовке данного проекта, вопреки положениям Орхусской конвенции, общественное мнение учтено не было. Никакого общественного обсуждения данного проекта не было. Заявления харьковской местной власти о том, что данный проект обсуждался на общественных слушаниях, посвященных разработке Генерального плана Харькова, не соответствуют действительности, т.к. данные слушания были проведены 27 июня 2003 года (см. Приложение 1 — выдержку из Протокола громадських слухань на тему «Розробки Генерального плану м. Харкова до 2026 р. Висновки існуючого стану економіки міста. Пропозиції основних напрямків розвитку м. Харкова до 2026 р.»). На тот момент предполагалось соорудить дорогу по краю Парка им. Горького — от ул. Новгородской до ул. Веснина (см. Приложение 2 — выдержку из «Основних положень Генерального плану», — подчеркнутое красным цветом). Этот вариант дороги возмущения у общественности не вызывал. Идея пробивки парк от ул. Новгородской до ул. Сумской появилась только в 2007 г. — в «Схеме плана красных линий магистральных улиц г. Харькова» (см. Приложение 3 — выдержку из «м. Харків. Коригування схеми плану червоних ліній магістральних вулиць»). Итак, этот проект на слушаниях 27 июня 2003 года просто не мог обсуждаться, а больше слушаний по этому поводу не проводилось.
3. Дорога через парк Горького не была согласована с экологической службой — государственным управлением охраны окружающей природной среды в Харьковской области. Сначала управление на данный проект дало положительное заключение (см. Приложение 4 — копию Висновку Державного управління охорони навколишнього природного середовища в Харківській області от 26.02. 2008 р. № 4-23-1010). Заключение давалось при условии соблюдения ряда требований — в частности, согласования проектно-сметной документации, проведения общественных слушаний, информирования населения через средства массовой информации об отсутствии отрицательного влияния на состояние окружающей среды, проведения экологической экспертизы проекта строительства т.п. При подготовке проекта дороги эти требования выполнены не были, из-за этого, и из-за обращений общественности, заключение Госуправлением было отозвано (см. Приложение 5 — копию письма Першого заступника начальника Державного управління охорони навколишнього природного середовища в Харківській області В. Задніпровського начальнику управління з будівництва, ремонту та реконструкції Департаменту будівництва та шляхового господарства Харківської міської ради Рибакову В.А. від 04.06.08 № 4-04-1827). 4. Участки парка по обочинам дороги, около 10 гектар, харьковская власть планирует застроить — апартаментами, развлекательными заведениями, гостиничным комплексом и т.п. (см., например, Приложение 6 — копию Проекту землеустрою щодо відведення земельної ділянки… для будівництва та подальшої експлуатації готельного комплексу та апартаментів та для влаштування автодороги від вул. Сумської до вул. Новгородської). С общественностью эти проекты также не обсуждались. 5. Реальное количество вырубленных деревьев значительно превысило разрешенное. В соответствии с решением исполкома Харьковского горсовета от 19.05.2010 № 156, при строительстве автодороги нужно было вырубить 503 дерева (см. Приложение 7 — Рішення виконавчого комітету Харківської міської ради «Про видалення зелених насаджень на ділянці будівництва автодороги від вул. Сумської до вул. Новгородської (в районі вул. Білої Акації) у м. Харкові»). В соответствии с подсчетами общественности, уже на 24 мая было срублено 576 деревьев (см. Приложение 8 — копию Акту обстеження території вирубки зелених насаджень у парку ім. М.Горького біля рогу вул. Новгородської (в районі вул. Білої Акації) та вул. Динамівської, 24 травня 2010 р.). После этого деревья продолжали рубить до середины августа. Подсчитать все срубленные деревья не было возможности, — из-за отсутствия людей и времени, или из-за того, что пни были выкорчеваны. В целом, оценочно, на данном участке было вырублено приблизительно 1500 деревьев. Множество деревьев было повреждено транспортом или засыпаны грунтом и остатками дорожного покрытия (см. Приложение 13 — копия відкритого звернення «Щодо порушення норм діючого законодавства при будівництві автодороги у м. Харкові від вул. Сумської до вул. Новгородської»). 6. Экологическая экспертиза данного проекта была проведена формально. Экологическая экспертиза данного проекта была сделана 2 июля, в то время как сооружение дороги началось 20 мая. Экспертиза рассмотрела только воздействие на окружающую среду при строительстве дороги, и вообще не рассматривала ее основное воздействие — при эксплуатации (см. Приложение 9 — копия Висновку № 20/09.06.2010-97 від 02.07.10 р. державної екологічної експертизи щодо проекту «Будівництво автодороги від вул. Сумської до вул. Новгородської (в районі вул. Білої акації) в м. Харкові»). Некоторые рекомендации, например, полив территории для уменьшения пылевого загрязнения при строительстве, строители вообще проигнорировали. Общественного обсуждения выводов данной экспертизы вообще не было. Заявления Госуправления о том, что обсуждение состоялось 19.06.2010 года на общественных слушаниях «Защита зеленых насаждений и лесопарка г. Харькова», несостоятельны. Хотя вопрос дороги на этих слушаниях неоднократно поднимался, никакого решения по нему вынесено не было. Кроме этого, в нарушение норм национального законодательства и требований Орхусской конвенции, горсовет провел слушания таким образом, чтобы мнение общественности учесть было невозможно. Помещение, в котором проводились слушания, могло вместить лишь около одной шестой от общего количества зарегистрированных, 2341 человек, результаты голосования определялись «визуальным большинством», т.е. голоса за альтернативные варианты резолюции вообще не подсчитывались! (официальную резолюцию слушаний см. на http://www.city.kharkov.ua/ru/document/view/id/41102, также см. Приложение 10 — копию письма инициативной группы по проведению слушаний «Защита зеленых насаждений и лесопарка г. Харькова»). Поэтому легитимными их считать нельзя.
10. Харьковская власть при реализации этого проекта вообще крайне некорректна в исполнении действующего законодательства. Так, сессия Харьковского городского совета 10.09.2008 г. отменила свое же решение от 27.02.2008 № 26/08 о предоставлении участков от улицы Сумской до улицы Новгородской для строительства самой дороги, гостиничного комплекса и апартаментов. Однако решение исполнительного комитета Харьковского горсовета № 156 от 19.05.2010 «Об удалении зеленых насаждений на участке строительства автодороги от ул. Сумской до ул. Новгородской (в районе ул. Белой Акации) в г. Харькове», опирается именно на решение от 27.02.2008 № 26/08, как на законное основание для ведения работ! Инспекция архитектурно-строительного контроля в Харьковской области выдала разрешение на проведение подготовительных работ по строительству автодороги 26 мая 2010 года, однако эти работы, в частности, рубка деревьев, были начаты еще 20 мая 2010 года. Госуправление охраны окружающей природной среды согласовало снос зеленых насаждений на участке строительства дороги при условии озеленения территории от ул. Сумской до ул. Новгородской (см. Приложение 11 — копия Погодження від 18 травня 2010 р. № 06-14-125 акту обстеження зелених насаджень, що підлягають видаленню від 27.04.2010 р. за адресою м, Харків від вул. Сумській до вул. Новгородській (в районі вул. Білої Акації). Это сделано до сих пор не было. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы 30.06.2010 принял решение № 74/1 «О соблюдении требований природоохранного законодательства при строительстве дороги и других сооружений в парке Горького в городе Харькове», которым обязал Харьковский горсовет приостановить сооружение дороги до полного выполнения природоохранных требований. Горсовет это решение проигнорировал, продолжив строительство дороги. И это только часть примеров. 11. Загрязнение водоемов. Почти ежедневно на строительной площадке обнаруживались человеческие останки. Их, вместе с грунтом строители ссыпали в овраг, по которому течет ручей и впадает в Саржин Яр с источником минеральной воды. По данным специалистов, такая отсыпка оврага угрожает самому существованию минерального источника (см. Приложение 13 и Приложение 12 — Дорога в Парке Горького угрожает Шатиловскому источнику). Также следует отметить, что при сооружении дороги к гражданам, которые протестовали против данного проекта, неизвестные люди массово применяли физическую силу, — правоохранительные органы при совершении насилия бездействовали, а потом саботировали расследование этих нарушений прав человека. Председатель Совета ЭкГ «Печенеги» С.А. Шапаренко Приложения:
|