Неэффективность частных компаний водоснабжения |
Drinking Water and Sanitation - Water in Public Hands | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Monday, 05 October 2009 19:25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Сравнительные затраты 2. Контракты на управление
1. Сравнительные затратыПрямые данные о сравнительных затратах частных и государственных компаний водоснабжения и канализации встречаются редко. Одним из таких редких примеров являются данные, собранные консультантами ITT в рамках исследования для компании водоснабжениям и канализации Стокгольма. Эти данные позволяют сравнить положение в городах сопоставимого размера в Швеции и Англии. В каждом из этих случаев, эксплуатационные затраты государственных компаний Швеции были ниже чем у приватизированных компаний Великобритании. Сравнение затрат компаний водоснабжения и канализации в Швеции и в Великобритании. (1995 г.) (М = муниципальная компания, Ч = частная компания). Затраты на поставку 1 кубометра воды, в долларах США, с пересчетом по паритету покупательной способности.
2. Контракты на управлениеВ ряде случаев приватизация служб водоснабжения и канализации происходит в рамках контрактов на управление. Это дает возможность проанализировать эффективность частного сектора в области управления отдельно от используемой практики финансирования. Анализ имеющихся данных для такого случая не дает оснований полагать, что в области управления частный сектор обладает существенными преимуществами. А. Пуэрто-РикоВ 1995 г., PRASA, компания водоснабжения и канализации в Пуэрто-Рико, заключила контракт на управление с дочерней компанией французской транснациональной корпорации Vivendi (это был самый крупный контракт на управление). С точки зрения компании, этот контракт был успешным. В начале 1999 г. контракт был пролонгирован и расширен. Сейчас он распространяется на все сферы деятельности PRASA и этот новый бизнес оценивается в 145 миллионов долларов в год.
Б. Тринидад: при частном управлении дефицит растетВ 1994 г., правительство Тринидада и Тобаго решило передать управление компанией водоснабжения и канализации на островах (WASA), чтобы повысить качество услуг (особое внимание уделялось обеспечению надежности и модернизации инфраструктуры компании). Контракт на управление был заключен с дочерней компанией корпорации Severn Trent, а сам контракт по сути был подготовлен этой корпорацией. На практике, однако, ни одной из этих целей добиться не удалось. Несмотря на сокращение нескольких сотен рабочих мест и на внедрение счетчиков, что вызывало немало протестов, финансовое положение компании не улучшилось: «Одним из главных положений бизнес-плана, представленного корпорацией Severn Trent/Wimpey, было превращение компании WASA в финансово жизнеспособное предприятие по завершению срока контракта (3 года) ... (но) в 1998 г. дефицит лишь увеличился по сравнению с 1997 г. и составил 378,5 млн. долларов». В результате, правительство Тринидада и Тобаго отклонило предложение Severn Trent о пролонгации контракта на управление после истечения первоначального контракта в апреле 1999 г. От услуг Severn Trent отказались и компания WASA вновь перешла под государственное управление по меньшей мере на ближайшие 12 месяцев (управление компанией осуществляет местная группа, назначенная правительством). В. БудапештВ 1997 г. водоснабжение в Будапеште было приватизировано в рамках сложного контракта — отчасти это была концессия, предоставленная смешанной компании, где главным акционером был городской совет, а отчасти этот был контракт на управление, в соответствии с которым деньги за управление выплачивались транснациональной корпорации Suez-Lyonnaise. К июлю 1999 г. компания водоснабжения Будапешта работала без утвержденного бизнес-плана. Предложенный бизнес-план был отклонен Муниципальным советом Будапешта, который не согласился с затребованным объемом платы за управление. В 1998 г., «несмотря на то, что компания работала с убытком на сумму 1,6 млрд. форинтов при объеме продаж в 13,8 млрд. форинтов, выплаты менеджерам составили 250 млн. форинтов. Отклоненный бизнес-план предусматривал на 1999 г. чистые убытки в 2,7 млрд. форинтов и предполагаемое снижение дохода от продаж компании на 5%». В декабре 1998 г., Миклош Залка, вице-президент муниципального материально-технического комитета, назвал «ошибочной» такую приватизацию службы водоснабжения и канализации, когда права на управление передаются на 25 лет. Комментируя предполагаемое повышение тарифов, он добавил: «К сожалению, сейчас стало очевидно, что эти мощные иностранные компании не хотят вкладывать свои собственные капиталы. На самом деле, они стремятся выкачать из нашей страны возможно больше денег в качестве платы за управление».
|